МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава седьмая

Прп. Никодим Святогорец Ес­ли не­ве­рие се­бе и упо­ва­ние на Бо­га, столь не­об­хо­ди­мые в на­шей ду­хов­ной бра­ни, оста­нут­ся в нас од­ни, то мы не толь­ко не по­лу­чим по­бе­ды, а на­про­тив, низ­ри­нем­ся в еще боль­шее зло. По­то­му вме­сте с ни­ми и при них над­ле­жит нам ве­сти и осо­бо­го ро­да де­ла­ния, или обу­чи­тель­ные упраж­не­ния ду­хов­ные.

В чис­ле упраж­не­ний сих на пер­вом ме­сте долж­ны сто­ять упраж­не­ния ума и во­ли.

Ум над­ле­жит из­ба­вить и хра­нить от не­ве­де­ния, столь ему враж­деб­но­го, так как оно, омра­чая его, не да­ет ему ве­дать ис­ти­ну – соб­ствен­ный его пред­мет и цель стрем­ле­ний его. Для это­го на­до его упраж­нять, чтоб он был светл и чист и мог хо­ро­шо раз­ли­чать, что тре­бу­ет­ся для нас, чтоб очи­стить ду­шу от стра­стей и укра­сить ее доб­ро­де­те­ля­ми.

Такой светлости ума можем мы достигнуть двумя способами: первый, и более необходимый, есть молитва, которою надлежит умолять Духа Святого, да благоволит Он излить свет Божественный в сердца наши, что, наверное, и сотворит Он, если воистину будем мы искать единого Бога, если искренно будем ревновать о том, чтоб во всем поступать по воле Его, и если в каждом деле будем охотно подчинять себя совету опытных духовных отцов наших и ничего не делать без вопрошения их.

Второй способ упражнения ума есть постоянное рассматривание вещей и углубление в познание их, чтоб ясно видеть, какие из них хороши и какие худы; не так, как судят о них чувства и мир, но как судит правый разум и Дух Святый или истинное слово богодухновенных Писаний, духоносных отцов и учителей Церкви. Ибо когда такое рассматривание и углубление будет правое и подобающее, то всеконечно оно даст нам ясно уразуметь, что мы должны от сердца ни во что вменять и считать суетным и ложным все, что любит и чего всячески ищет слепой и развращенный мир.

Именно, что почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; что поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби – радость; что прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие – одна из величайших черт богоподобия; что больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром; что охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими; что смиренное самопознание должно предпочитать всем другим самым высоким познаниям; что победить и умертвить свои недобрые склонности и похотения, как бы они ни были незначительны, больше достойно похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разбитие сильных полчищ, добре вооруженных, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых.

Преподобный Никодим Святогорец
Перевод святителя Феофана Затворника
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на