col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Никодим Святогорец. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава седьмая

Прп. Никодим Святогорец Ес­ли не­ве­рие се­бе и упо­ва­ние на Бо­га, столь не­об­хо­ди­мые в на­шей ду­хов­ной бра­ни, оста­нут­ся в нас од­ни, то мы не толь­ко не по­лу­чим по­бе­ды, а на­про­тив, низ­ри­нем­ся в еще боль­шее зло. По­то­му вме­сте с ни­ми и при них над­ле­жит нам ве­сти и осо­бо­го ро­да де­ла­ния, или обу­чи­тель­ные упраж­не­ния ду­хов­ные.

В чис­ле упраж­не­ний сих на пер­вом ме­сте долж­ны сто­ять упраж­не­ния ума и во­ли.

Ум над­ле­жит из­ба­вить и хра­нить от не­ве­де­ния, столь ему враж­деб­но­го, так как оно, омра­чая его, не да­ет ему ве­дать ис­ти­ну – соб­ствен­ный его пред­мет и цель стрем­ле­ний его. Для это­го на­до его упраж­нять, чтоб он был светл и чист и мог хо­ро­шо раз­ли­чать, что тре­бу­ет­ся для нас, чтоб очи­стить ду­шу от стра­стей и укра­сить ее доб­ро­де­те­ля­ми.

Такой светлости ума можем мы достигнуть двумя способами: первый, и более необходимый, есть молитва, которою надлежит умолять Духа Святого, да благоволит Он излить свет Божественный в сердца наши, что, наверное, и сотворит Он, если воистину будем мы искать единого Бога, если искренно будем ревновать о том, чтоб во всем поступать по воле Его, и если в каждом деле будем охотно подчинять себя совету опытных духовных отцов наших и ничего не делать без вопрошения их.

Второй способ упражнения ума есть постоянное рассматривание вещей и углубление в познание их, чтоб ясно видеть, какие из них хороши и какие худы; не так, как судят о них чувства и мир, но как судит правый разум и Дух Святый или истинное слово богодухновенных Писаний, духоносных отцов и учителей Церкви. Ибо когда такое рассматривание и углубление будет правое и подобающее, то всеконечно оно даст нам ясно уразуметь, что мы должны от сердца ни во что вменять и считать суетным и ложным все, что любит и чего всячески ищет слепой и развращенный мир.

Именно, что почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; что поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби – радость; что прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие – одна из величайших черт богоподобия; что больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром; что охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими; что смиренное самопознание должно предпочитать всем другим самым высоким познаниям; что победить и умертвить свои недобрые склонности и похотения, как бы они ни были незначительны, больше достойно похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разбитие сильных полчищ, добре вооруженных, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых.

Преподобный Никодим Святогорец
Перевод святителя Феофана Затворника
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!