col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Преподобный Никодим Святогорец. Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенною надеждою на Бога действует кто?

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Главы четвертая и пятая

Прп. Никодим Святогорец Не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что иные са­мо­на­де­ян­ные ду­ма­ют, буд­то не име­ют ни­ка­кой на се­бя на­деж­ды, а все упо­ва­ние свое воз­ла­га­ют на Бо­га и в Нем од­ном по­чи­ва­ют сво­ею уве­рен­но­стью. На де­ле же не бы­ва­ет так. В этом са­ми они мо­гут удо­сто­ве­рить­ся, су­дя по то­му, что бы­ва­ет в них и с ни­ми по­сле то­го, как слу­чит­ся им пасть как-ни­будь. Ес­ли они, скор­бя о па­де­нии, уко­ряя и бра­ня се­бя, в то же вре­мя за­мыш­ля­ют: сде­лаю то и то, след­ствия па­де­ния за­гла­дят­ся, и у ме­ня опять все пой­дет как сле­ду­ет, то это вер­ный знак, что и преж­де па­де­ния сво­е­го они на­де­я­лись на са­мих се­бя, а не на Бо­га. И чем скорбь их при этом мрач­нее и без­от­рад­нее, тем об­ли­чи­тель­нее, что они слиш­ком мно­го упо­ва­ли на се­бя и очень ма­ло на Бо­га: от­то­го скорбь па­де­ния их и не рас­тво­ря­ет­ся ни­ка­кою от­ра­дою. Кто же не по­ла­га­ет­ся на се­бя, но упо­ва­ет на Бо­га, тот, ко­гда па­да­ет, не слиш­ком ди­вит­ся се­му и не по­дав­ля­ет­ся чрез­мер­ною скор­бью, ибо зна­ет, что это слу­чи­лось с ним, ко­неч­но, по не­мощ­но­сти его, но па­че по сла­бо­сти упо­ва­ния его на Бо­га. По­че­му вслед­ствие па­де­ния уси­ли­ва­ет не­на­де­я­ние свое на се­бя, па­че же тщит­ся усу­гу­бить и углу­бить сми­рен­ное упо­ва­ние свое на Бо­га; а да­лее, не­на­ви­дя не­по­треб­ные стра­сти, быв­шие при­чи­ною его па­де­ния, спо­кой­но и мир­но не­сет за оскорб­ле­ние Бо­га по­ка­ян­ные тру­ды и, во­ору­жась креп­ким упо­ва­ни­ем на Бо­га, с ве­ли­чай­шим му­же­ством и ре­ши­тель­но­стью пре­сле­ду­ет вра­гов сво­их да­же до смер­ти.

О сказанном пред сим желал бы я, чтоб поразмыслили некоторые личности, думающие о себе, что они добродетельны и духовны, которые, когда впадут в какое-либо прегрешение, мучатся и томятся и покоя себе не находят, и, уже истомившись от этой печали и томления, происходящих у них ни от чего другого, как от самолюбия, бегут по тому же опять побуждению самолюбия к духовному отцу своему, чтоб освободиться от такой тяготы. А им следовало это сделать тотчас по падении, и сделать не по чему другому, как по желанию поскорее омыть скверну греха, оскорбившего Бога, и приять новую силу против себя самого, в Святейшем Таинстве покаяния и исповедания.

О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью

При этом погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость.

Преподобный Никодим Святогорец
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.