МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Главы четвертая и пятая

Прп. Никодим Святогорец Не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что иные са­мо­на­де­ян­ные ду­ма­ют, буд­то не име­ют ни­ка­кой на се­бя на­деж­ды, а все упо­ва­ние свое воз­ла­га­ют на Бо­га и в Нем од­ном по­чи­ва­ют сво­ею уве­рен­но­стью. На де­ле же не бы­ва­ет так. В этом са­ми они мо­гут удо­сто­ве­рить­ся, су­дя по то­му, что бы­ва­ет в них и с ни­ми по­сле то­го, как слу­чит­ся им пасть как-ни­будь. Ес­ли они, скор­бя о па­де­нии, уко­ряя и бра­ня се­бя, в то же вре­мя за­мыш­ля­ют: сде­лаю то и то, след­ствия па­де­ния за­гла­дят­ся, и у ме­ня опять все пой­дет как сле­ду­ет, то это вер­ный знак, что и преж­де па­де­ния сво­е­го они на­де­я­лись на са­мих се­бя, а не на Бо­га. И чем скорбь их при этом мрач­нее и без­от­рад­нее, тем об­ли­чи­тель­нее, что они слиш­ком мно­го упо­ва­ли на се­бя и очень ма­ло на Бо­га: от­то­го скорбь па­де­ния их и не рас­тво­ря­ет­ся ни­ка­кою от­ра­дою. Кто же не по­ла­га­ет­ся на се­бя, но упо­ва­ет на Бо­га, тот, ко­гда па­да­ет, не слиш­ком ди­вит­ся се­му и не по­дав­ля­ет­ся чрез­мер­ною скор­бью, ибо зна­ет, что это слу­чи­лось с ним, ко­неч­но, по не­мощ­но­сти его, но па­че по сла­бо­сти упо­ва­ния его на Бо­га. По­че­му вслед­ствие па­де­ния уси­ли­ва­ет не­на­де­я­ние свое на се­бя, па­че же тщит­ся усу­гу­бить и углу­бить сми­рен­ное упо­ва­ние свое на Бо­га; а да­лее, не­на­ви­дя не­по­треб­ные стра­сти, быв­шие при­чи­ною его па­де­ния, спо­кой­но и мир­но не­сет за оскорб­ле­ние Бо­га по­ка­ян­ные тру­ды и, во­ору­жась креп­ким упо­ва­ни­ем на Бо­га, с ве­ли­чай­шим му­же­ством и ре­ши­тель­но­стью пре­сле­ду­ет вра­гов сво­их да­же до смер­ти.

О сказанном пред сим желал бы я, чтоб поразмыслили некоторые личности, думающие о себе, что они добродетельны и духовны, которые, когда впадут в какое-либо прегрешение, мучатся и томятся и покоя себе не находят, и, уже истомившись от этой печали и томления, происходящих у них ни от чего другого, как от самолюбия, бегут по тому же опять побуждению самолюбия к духовному отцу своему, чтоб освободиться от такой тяготы. А им следовало это сделать тотчас по падении, и сделать не по чему другому, как по желанию поскорее омыть скверну греха, оскорбившего Бога, и приять новую силу против себя самого, в Святейшем Таинстве покаяния и исповедания.

О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью

При этом погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость.

Преподобный Никодим Святогорец
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на