МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Правда Божия – справедливость, одно из имен Бога как высшей нравственной истины. Правда Божия не противоречит любви, потому что любовь без правды вырождается в попустительство греху.

Правда человеческая – добродетель, она изображена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии – то же, что и творить правду.

Творить правду человечеству сугубо заповедано Христом в двух Заповедях блаженств.

4-я заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6).

8-я заповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10).

Чем отличается Божественная Правда от правды человеческой?

Правда Божия — одно из существенных свойств Отца и Сына и Святого Духа. Это значит, что Бог Праведен по самому Своему естеству. Будучи праведным по естеству, Он осознает высшую Правду, как высочайшее благо и никогда не действует вопреки Справедливости.

Что касается человека, чувство справедливости начертано на скрижалях его сердца и звучит, в той или иной мере, в голосе совести. Между тем, в отличие от Творца, человек далеко не всегда поступает в согласии с этим чувством. Нравственное чувство — одна из черт образа Божия в человеке, которая, с течением жизни, может как развиваться, так и заглушаться.

Кроме того, проявление Божественной Правды всегда сопряжено с проявлением всех Божественных совершенств, такими как Высочайшая Премудрость, Милосердие, Долготерпение и прочие. Человеческая же «справедливость» нередко выступает обособленно или даже вопреки другим добродетелям, в том числе мудрости, милосердию и терпению.

Почему, если совесть является сущностной принадлежностью человека, а сущность у всех людей одна, каждый проявляет справедливость по-своему?

Причины отступления человека от требований Божественной Правды различны. Главным образом это связано с личными предпочтениями, которые, в свою очередь, обусловлены зависимостью от греха или, что хуже, сильнейшей расположенностью ко злу.

Достаточно часто человек действует вопреки справедливости осознанно, руководствуясь соображениями личной выгоды или удобства. Примерами могут служить многочисленные иллюстрации из истории Ветхого или Нового Завета.

Нередко человек грешит против Правды, не отдавая отчёта, что поступает несправедливо. Как правило такие грехи связаны с ложной, глубоко субъективной интерпретацией справедливости.

К слову, так поступали Израильтяне во времена Судей: каждый делал то, что ему казалось справедливым (Суд.17:6). И именно это явилось одной из центральных причин внутренних раздоров, доходивших до братоубийственной вражды.

Другим примером могут служить фарисеи, которые, в силу следования букве закона, не раз обвиняли Спасителя в нарушениях этого закона, и при сем были уверены в собственной правоте.

Очень часто понятие человеческой справедливости строится не на Божьем законе, а на частном мировоззрении или широкой общественной морали. Такая справедливость крайне относительна: то, что считается справедливым среди одних, в кругу других может артикулироваться как серьёзная несправедливость.

Скажем, в первые века существования христианства язычники полагали, что гнать Церковь Христову — справедливо, ведь в то время, официально, она была вне закона, а язычество, напротив, вписывалось в правовые рамки. С точки же зрения христиан, руководствовавшихся Божественным Евангелием, несправедливость проявлялась со стороны язычников (Откр. 6:10).

На сегодняшний день в ряде европейских государств справедливым считается бороться за однополые браки, тогда как по убеждению истинно верующих, подобные союзы суть мерзость перед Богом (Лев. 18:22).

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на