col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Патриарх Кирилл: «Мы кровью завоевали историческую правду»

Месяц тому назад, в начале марта 2018 года, Патриарх Кирилл совершил визит в Болгарию, приуроченный к празднованию 140-летия освобождения от османского ига. Предлагаем вашему вниманию два значимых эпизода пребывания Патриарха в Болгарии: встречу с президентом Республики Руменом Радевым и общение с журналистами в аэропорту.

Видеоканал официального сайта Московского Патриархата

Заметки на полях

  • Патриарх Кирилл: «Я очень надеюсь, что в сознании народа Болгарии, его политической элиты будет сохраняться уважение и признательность к великим жертвам, которые понёс наш народ совершенно бескорыстно, вопреки всяким политическим конъюнктурам для того, чтобы освободить Болгарию, сделать её свободной» (с 5:11 мин. 1-е видео).

    Христос Бог: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Тако и вы, егда сотворитЕ вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17:7-10).

    Христос Бог: «Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, яко да будет милостыня твоя в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, Той воздаст тебе яве» (Мф. 6:2-4).

  • Дорогой отец Георгий, не совсем понятно, что Вы хотели сказать. Если проводить аналогию, то получается, что мы — рабы, а они — господа, и о какой милостыне можно говорить, если речь шла о пролитии крови? Простите, если я что-то неправильно поняла.

  • Дорогая матушка! Мы все рабы Божии. И Патриарх Кирилл тоже. Цитату из Евангелия от Луки можно было бы сократить до одного предложения: «Тако и вы, егда сотворитЕ вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом». Но я привёл её пространно, чтобы уточнить, что значит: «тако и вы». Но, похоже, я со своим дурацким слухом опять услышал что-то неправильное, т.е. несоответствующее Евангелию в словах наших духовных и государственных лидеров. Хотя мне кажется, что я не противоречу тому, что пишет, например, архимандрит Рафаил в статье «О благодарности».
    http://vetrovo.ru/inoi/arh-rafail-karelin-o-blagodarnosti/
    Если я ошибаюсь, пожалуйста, поправьте меня.

  • Отец Георгий, простите, но не соглашусь с Вами и в данном вопросе. Ведь если рассуждать по большому счету — каждый человек на земле раб Господень, который должен творить все повеленное Господом, и не ожидать за это награды. А разве русские воины и русский народ, заступившиеся за порабощенных православных братьев на Балканах, десятки тысяч которых становились жертвами зверств башибузуков, ожидали для себя каких-то выгод или наград? Хочется отметить, что ни одна епархия в годы той войны не осталась в стороне от помощи на потребности действующей армии, на содержание воинских лазаретов, на раненых и т.д. Каждый Храм вносил свою лепту…
    Если рассуждать о втором отрывке, приведенном Вами из Евангелия, то, следуя Вашей логике, наше знание и почитание таких подвигов святых как мученичество, юродство, столпничество, молчальничество вредит (или вредило) святым, ведь зачастую молва о духовных подвигах шла еще при жизни святого. Так было с Блаженной Ксенией Петербургской, подъявшей подвиг юродства, с Преподобным Серафимом Саровским ( он ведь на камне стоял в уединении в пустыньке, а не на Соборной площади, а молва о дивном старце Серафиме и его подвигах разнеслась в народе). Вы скажете, что Господь открывает подвиги избранных Своих. Соглашусь с этим, но дополню, что зачастую это бывает через народное почитание и народную память.
    Зачем же отказывать русским воинам, положившим жизни за Веру и спасение единоверцев от многовекового османского ига, в народной памяти и народном почитании? Неужели это может умалить исполненную ими Заповедь Спасителя о том, что « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.
    Сегодня мы наблюдаем как память о России и о подвигах русских воинов вытравливается из сознания народов во всем мире (не исключая и государств, считающих себя Православными). Нет сомнения в том, что пропагандой «предания забвению» занимаются личности далекие от Православия, а то и враждебные Православию. Почему же русский Патриарх не может возвысить свой голос и напомнить, страдающим амнезией чиновникам, не ради славы, а ради памяти, в день освобождения Болгарии от османского ига, чьей кровью полита их земля?

  • Благодарю Вас за замечания, Татьяна. Всё верно Вы говорите. Православные воины получили вечные награды от Господа. Зачем им какие-то награды от людей? Им даже наша память не нужна: они сподобились вечной памяти от Бога. Чего же им ещё надо? Чтобы Патриарх Кирилл напомнил о их бескорыстных жертвах болгарскому народу и его политической элите? Но тогда бескорыстие оборачивается корыстью…

    Всё верно Вы говорите. Долг потомков тех воинов, т.е. русских людей и долг Патриарха Кирилла, чтобы память о их подвиге не оскудела. Однако вечная память праведникам гарантирована, простите за это словцо, не людскими усилиями, а Словом Божиим. Каким? В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111:6).

    Для пояснения своих слов позвольте привести пример из иудаизма. Иудаисты записали Мишну, несмотря на запрет записывать Мишну. Цитирую с иудаистского сайта: «Поскольку мишнайот являются частью Устной Торы, записывать их было запрещено. Сказано в Талмуде (трактат Гитин 60 б): «Слова, передаваемые устно, не имеешь ты права записывать». Поэтому мишнайот не записывались, а передавались только устно». И, тем не менее, Мишна была записана. Почему? Цитирую далее: «Решение записать Мишну (невзирая на запрет записывать Устную Тору) было основано на стихе из Тэилим (119, 126) «Время действовать ради Господа – они нарушили Тору Твою», который толкуют так: бывают такие времена, когда ради Господа необходимо нарушить Тору Его (разумеется, решения подобного уровня принимаются мудрецами). То есть, когда существует опасность, что слова Торы будут забыты, их разрешено записать».
    http://toldot.ru/tags/talmud/#nbEEautoOgl8

    В этой цитате – суть иудаизма, которая вся заключается в умении поворачивать слова в нужную сторону. Рассуждаем просто. Если вашему Б-гу, всесильному и всемогущему с вашей с точки зрения, угодно, чтобы Тора не забылась, то она не забудется, даже если бы люди стали прилагать все усилия забыть её. А если «существует опасность, что слова Торы будут забыты», то никакие человеческие ухищрения не спасут её от забвения. Так ведь? Значит, записывать Тору – не верить сказанному в Талмуде, но делать всё по-своему. Вот и весь иудаизм.

    Слова Патриарха вызвали ответ политической элиты Болгарии, и памяти нашим воинам они, судя по реакции премьер-министра Валерия Симеонова, не прибавили.

  • …»Однако вечная память праведникам гарантирована, простите за это словцо, не людскими усилиями, а Словом Божиим. Каким? В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111:6).»
    Вы верно говорите, отец Георгий, но хочется добавить, что толкования данного псалма говорят и о том, что Вечная память ожидает праведника не только на Небесах, но и на земле — в воспоминаниях людей.
    Привожу толкования на эти слова из 111 псалма:
    Евфимий Зигабен:
    «Праведный и милостивый будет воспоминаем людьми за добродетели свои, не только при жизни, но и по смерти его.»
    Блаженный Феодорит:
    «Славен будет таковой и знаменит у всех, и достигнет приснопамятной славы, так что будут воспоминать его за добродетель, не только при жизни, но и по смерти его».
    Иоанн Златоуст:
    «Смотри, как не только во время жизни, но и по смерти праведник поучает и наставляет многих. Как же он может при жизни испытывать что-нибудь злое, когда и по смерти он делается для других наставником благодушия? Дабы люди самые неверные убедились, что плод его пребывает бессмертным на небесах, представляется опыт этого еще здесь, тогда как тело его зарывается и предается земле, память о нем носится повсюду.
    Такова сила добродетели: она не уступает времени, не увядает с течением дней. Впрочем, это делается для спасения людей порочных. Сами праведники не нуждаются в похвалах от людей; а живущие порочно имеют нужду в похвалах праведникам, чтобы они, слыша похвалы, воздаваемые другим, делались ревностнее и когда-нибудь отстали от пороков».
    А. П. Лопухин
    «Он (праведник) будет «в вечной памяти» — память о нем сохранится в потомстве и истории».

    Думается, что в отличие от иудаизма, который трактует слова в сторону собственной выгоды, в Православной вере нет греха в народном почитании воинов, положивших или полагающих жизни за други своя…

    А то, что заказной ответ политической элиты Болгарии не прибавил памяти нашим воинам пусть остается на их совести. Главное, чтобы мы помнили.

  • Аминь. О, как нужна нам, грешным и немощным потомкам, память о подвиге праведных воинах, положивших души свои за други своя.
    Святитель Феофан Затворник хорошо объясняет значение христианской любви на примере первого послания Апостола Павла к Коринфянам: «Любовь милосердствует : как же она будет в сердце, когда там качествует окамененное равнодушие к страданиям других?».
    Поэтому напоминание о тех событиях, тоже наставляет и укрепляет нас в исполнение жертвенной христианской любви.
    Христос Воскресе!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.