col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Освящено ли «освящённое масло»?

Освящённое масло – одна из многих святынь Православной Церкви, подаваемых Ею по милости Божией в помощь истинно верующим. Оно, безусловно, и само по себе обладает силой исцеления, но в большей степени действенны здесь молитва и вера во всемогущество Божие и милость Его ко всем, прибегающим к Нему.

Освящённое масло бывает 3-х видов:

1. Елей, освящённый во время совершения Таинства елеосвящения (соборования).

2. Масло, освящённое на литии во время Всенощного бдения с полиелеем, где совершается уже не Таинство, но просто освящение масла, которым священник тут же, во время службы, помазывает верующих.

3. Масло, освящённое с соответствующими молитвами возле мощей или чудотворных икон.

Здесь мы говорим о третьем виде масла. Оно действительно обладает чудодейственными свойствами, но только если оно освящено священнослужителем с молитвой и в присутствии верующих, которым оно по освящении раздаётся. В последнее же время в церковных лавках мы видим массовую продажу «освящённого» масла в пластмассовых флакончиках с красочными этикетками с изображениями икон Божией Матери и святых.

Следует отметить, что в православной русской традиции это явление – новейшее. В прежние времена, чтобы получить помощь от того или иного святого или Чудотворной иконы, верующие с молитвой и покаянием отправлялись в паломничество к этим святыням, иногда даже пешком (пеший путь, например, из Москвы до Троице-Сергиевой лавры занимал не менее 2-х суток), претерпевая в пути трудности и прилагая личные усилия (как душевные, так и физические), а по прибытии – говели, посещали необходимые церковные службы, исповедовались, приобщались Святых Христовых Таин и в благоговении служили молебен Спасителю или Божьей Матери пред Чудотворной иконой или святому, к которым дерзнули обратиться за помощью. И – как напутствие – перед отбытием уносили с собой немного масла, освящённого возле мощей или взятого от лампады, находившейся возле Чудотворной иконы. В наш век «космических скоростей» и всеобщей купли-продажи у большинства людей уже нет ни времени, ни сил на такие «подвиги». А возросший спрос на «целебные масла» удовлетворяет множество торговых организаций, занимающихся их производством и продажей, – как церковных, так и имеющих весьма отдалённое отношение к Церкви и Православию вообще. И новоиспечённая «традиция» продажи освящённого масла «на разлив» – это обычный бизнес, основанный на обмане невежественных людей.

Одно дело – когда сама обитель или храм, где находится святыня, действительно освящает масло достойного качества, с соответствующими молитвами, возле этой святыни. И совсем другое дело – когда «освящённым» называют обычное масло, в которое в лучшем случае в тонну-другую вазелинового или растительного масла было добавлено несколько капель масла освящённого, которое потом продаётся в церковные лавки оптом в небольших флакончиках. Иногда невежество «производителей» такой псевдосвятыни доходит до смешного – взять хотя бы, для примера, такие надписи на флакончиках: «Масло от мощей Казанской иконы», или: «Масло с родины блаженной Матроны Московской» (в которое, очевидно, были (или даже не были) добавлены одна или две капли масла, освященного священнослужителем, служащим в местном храме, на родине блаженной старицы). Как говорится, «ничего личного, только бизнес».

Возникает вопрос – проверяют ли и как именно проверяют закупщики иконных лавок подлинность таких флакончиков перед тем, как пустить их в продажу? Ответ – никак. К сожалению, в нашей нынешней церковной практике отсутствует специальный орган, контролирующий происхождение такой продукции. Руководители церковных лавок считают, что ответственность за обман лежит не на них, а на поставщиках («за что купил, за то и продал»). А в случае сомнений поставщики тут же предъявляют «сертификаты подлинности» с подписями и печатями, цена которым хорошо известна… Нужно ли говорить, что подобная «сертификация» – явление, чуждое Православной Церкви, и вызвано оно лишь одной целью – продать побольше товара. К сожалению, многие руководители церковных лавок игнорируют циркуляры Патриархии о запрете закупок предметов религиозного назначения у нецерковных организаций. По этой причине случаи недобросовестности, а иногда и явного обмана, приобретают ныне всё более и более широкий размах.

Некоторые известные пастыри уже неоднократно поднимали вопрос о запрете продажи такого рода «освящённого масла» в церковных лавках, а тем более – оптом. Но пока никаких перемен в этом направлении не наблюдается, «церковный рынок» демонстрирует незыблемость экономического закона спроса, и ушлые производители и оптовые продавцы, имеющие к Церкви зачастую весьма отдаленное отношение, продолжают обогащаться и штамповать миллионы флакончиков на радость врагу рода человеческого. Страсть к наживе, тем более – недобросовестной, как известно, заканчивается плачевно для движимых ею – и в этой жизни, и в будущей.

Священник Алексанадр Шумский, Сергей Поляков
Православное братство священномученика Ермогена

Материалы на близкие темы:
Не нужно о Церкви судить по торговцам
Лики святых на упаковках
«Для чего бы не продать это миро?»
«Обмирщвление» святынь — тенденция последнего времени
Осторожно: китайские иконы-подделки
Осквернённый источник

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.