МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из лекции о Таинстве Священства, прочитанной на V курсе Московской духовной семинарии 15 апреля 2013 г.

Алексей Ильич Осипов

… <О священстве> пишут святые отцы очень много, очень сильно. Даже пишут так. Иоанн Златоуст, например. «Не думаю, что в среде священников было много спасающихся. Напротив, гораздо больше погибающих, именно потому, что это дело требует великой души». И предупреждает: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святой».

Кирилл Александрийский, святитель, пишет: «Негоден к священнослужению духовно слепой человек». Он должен иметь хотя бы элементарный духовный опыт. У отцов очень много грозных предупреждений.

Кстати, преподобный Сергий, вы знаете, какие страшные слова говорил. Ведь он никак не соглашался стать священником, вы помните всё это хорошо. И почему? Он говорил: «Желание сана есть начало и корень властолюбия». Он видел, как часто человек не может удержаться от властвования, когда видит, что он может властвовать. Поэтому он писал: желание сана есть начало и корень властолюбия, предупреждая тем самым всех своих учеников, которыми и мы, дай Бог бы, являлись. Смотрите, бойтесь этой бесовщины властолюбия над людьми. Потому что народ простой: кланяется, всё. Не дай Бог подумать о себе, что я кто-то такое. Недаром говорят о таких глупых, которые начинают о себе думать, и думают, что ему кланяются, да нет же! Так думала только Валаамова ослица, или, если хотите, тот осёл, на котором ехал Христос, когда кричали Осанна и постилали одежды и ветви. Он не сомневался, что это не Христу, а ему кричат Осанна. Да избавит Бог от этой бесовской страсти властолюбия. Поэтому преподобный Сергий так предупреждает.

А уж что пишут святые отцы, я уж не знаю, что мне зачитать. Например, Ефрем Сирин, преподобный: «А я, возлюбленный, прихожу в ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства и принимают оное, не быв призванным Христовой благодатью, не зная того, что огнь и смерть собирают себе они, бедные».

Хочу вас предупредить: страшные слова. Но учтите, вы уже пришли в эту школу, вы уже готовитесь к этому. В этом смысле надо понимать, что определённое Божие благословение есть. Вы не по жажде власти принимаете этот сан, совсем нет. Вы просто пошли по этой стезе. Это меняет всё-таки ваше положение. Я говорю это в связи с этими страшными словами преподобного Ефрема Сирина. Потому что знаете, как в древности было? Вот вам одну из фраз: «Он домогается сана пресвитера». Вы слышите: домогается. На что только шли!.. Вот что опасно: когда человек домогается, жаждет во имя своих земных интересов, во имя, если хотите, власти и славы, почёта и прочих каких-либо привилегий. Вот тогда это страшно.

Симеон Новый Богослов. Если хотите, зачитаю вам, правда, немножечко пространное, но зачитаю: «Ибо я говорю и свидетельствую всем: кто прежде не оставит мира, и от души не возненавидит всего мирского, и искренне не возлюбит Единого Христа, и ради Него не погубит душу свою, не заботясь ни о чём для человеческой жизни, но как бы ежечасно умирая, не будет много о себе плакать и рыдать, и не будет иметь желания только к Нему одному, и через многие скорби и труды не сподобится восприять Божественного Духа, тот да не дерзнёт принимать священство и предстоятельство над душами и стать начальником, ибо в суд и осуждение будет предприятие таковых дел. Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда и всех других грехов. Все эти грехи ныне совершаются против людей. Торгующий же Божественными Таинствами и продающий благодать Духа, грешит, конечно, против самого Бога».

А ещё что он пишет: «Ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включённым в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, патриархам, митрополитам и епископам просто так просто из-за рукоположения и его достоинства не даётся от Бога отпускать грехи, да не будет!» Мы думали, что просто: рукоположили и имеем право. Да не будет! «Ибо им дозволено только священнодействовать, но, думаю, что и это не многим их них, чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла. А только тем, кто и священником, архиереем и монахом может быть сопричислен к лику учеников Христова за чистоту».

Я хочу ещё зачитать вам замечательные сильные, но жёсткие слова святителя Луки Войно-Ясенецкого, пережившего, знаете, какие страдания, мучения и заключения в тюрьму. Предупреждение его, ой какой важное для нашего времени, когда мы живём в условиях свободы: «Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время великой революции, конечно, не без вины», – слышите, перенесла Церковь не без вины. – «Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наёмников, не пастырей. По-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе». О, какое предупреждение. Это в одном из его посланий. Сейчас, пожалуй, такие послания мы едва ли встретим. Он такой был, он мог написать, назвать вещи своими именами.

Да, друзья мои, учтите, революция естественно произошла, а не случилась. Вот он пишет, об этом же пишут целый ряд наших святителей, что, увы, произошла деградация и монастырей, и монашества, и священства, и, конечно, мирянства. Оттуда, из мирян, пополняется и священство и монашество. Все, деградация произошла. Вот совершилась революция, и надо понять, что закон один и тот же. Это было тогда, это будет и сейчас.

Когда я был совсем мальчишкой, в два раза моложе, чем вы, слышал, как говорили монахини Шамординского женского монастыря — в то время, вы знаете, гонения были, хватали, в тюрьмы сажали. И они с великим сомнением рассуждают между собой: «А ведь последние оптинские старцы говорили же, что опять откроют церкви, откроют монастыри». Я видел, с какими они неверием даже: как же они говорили, оптинские старцы, о чём они говорили, что опять откроют церкви и монастыри? И прибавляли эти оптинские старцы: но не надолго. О чём я говорю вам? Открыли сейчас, исполнилась первая часть? Не будем забывать, как бы не исполнилась часть вторая…

Профессор А. И. Осипов
Сайт «Послушник»

Заметки на полях

  • Н.С. Михаил , 13.11.2018 в 03:00

    «Слава, Тебе, показавшему нам свет!» — таковы были последние слова схиархимандрита Пантелеимона (Агрикова), отошедшего ко Господу 15 ноября 2000 г. Лишь после смерти, когда начались заупокойные молитвы о новоприставленном подвижнике, многие впервые услышали его схимническое имя: схиархимандрит Пантелеимон.
    Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон (до принятия великой схимы) как автор прекрасной книги о Троице-Сергиевой Лавре «У Троицы окрыленные».
    А его книга «С Евангелием» с каждым днем становится все более и более актуальной, что прямо говорит нам о том, что автор был осиян Истинным светом.
    Батюшка написал несколько книг о почивших братиях Троицкого монастыря. С ними он делил радости и горе, которого было больше…Писал, твердо веруя, что они отечески молятся о нас, живых, вместе с преподобным Сергием молитвенно помогают тем, кто помнит их, читает о них, подражает им в своей жизни. Теперь, после кончины отца Тихона-Пантелеимона, сказанное им о братиях еще в большей мере приложимо к нему самому. При жизни велика была сила его молитв о тех, кто прибегал к его помощи. Несомненно и ныне будут услышаны молитвы с упоминанием его имени, надеясь, что он теперь предстоит у Горнего престола и молится о всех, чтущих его память.
    Фронтовик, преподаватель Московской Духовной академии, насельник Троице -Сергиевой Лавры, отец Тихон в своей жизни перенес жестокие испытания, враг нигде не давал ему покоя. Многие годы подвижник провел в затворе в горах Кавказа.
    О нем остались теплые воспоминания современников, блестяще прочитанные в Московской Духовной академии учебные курсы, память о которых свежа десятилетиями. Остались высокие по духу и безыскусные по форме удивительные проповеди отца Тихона в Троице-Сергиевой Лавре, слушая которые, никто не мог сдержать слез умиления или раскаяния.

  • Н.С. Михаил , 14.11.2018 в 00:30

    Из письма о.Тихона -Пантелеимона духовной дочери — монахине, которую батюшка воспитывал с детских лет. Как-то он сказал: хорошо что Господь привел её, ещё девочку, к нему именно в детские годы, сравнив её возраст с бутоном розы.

    …О, святая детская простота! Цены тебе нет на этом свете! Дай Бог тебе сохранить это сокровище, а нам — вернуться к нему…Ангел хранитель сохранит тя и всех тебе подобных.

    Сестренке

    Ты живешь, так мало зная,
    Что дорога нелегка,
    И полынь в начале мая
    Не особенно горька.

    Но пройдет еще немного,
    Ты увидишь наяву,
    Как опасно жить без Бога,
    Быть у демона в раю.

    Твой отец — служитель Церкви,
    Мать из бедного села,
    Мiр не знает лучше сделки —
    Розу жечь, что здесь цвела.

    Помни, милая сестренка,
    Чтоб не впасть в такую бездну,
    днем и ночью и спросонок
    Ты тверди молитву слезну.

  • Н.С. Михаил , 22.11.2018 в 20:01

    Мать милосердия

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
    «Утоли болезни многовоздыхающия души моея…» (Тропарь Божией Матери в честь иконы Ее «Утоли моя печали»).
    Возлюбленные братья и сестры! Я не ошибусь, если скажу, что эта просьба — «Утоли болезни многовоздыхающия души моея…» — вопль каждого из нас. Живется нам нелегко. Мы постоянно воздыхаем под бременем тяжких жизненных испытаний, всяких невзгод, скорбей и болезней, их особенно много у нас. Нет человека, который не страдал бы. Маленький ребенок, только что родившийся, крошка совсем, уже плачет, уже страдает. А сколько болезней перенесет он в течение всей своей жизни! Бывает, что человек всю жизнь страдает каким-нибудь тяжким недугом. Болезни бывают телесные, болезни бывают и душевные. Они связаны между собой.
    «От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя…» (Канон молебный Богородице. Стихира, глас 2.) Если бы не было душевных болезней, люди не страдали бы и телом. Господь наш Иисус Христос, исцеляя больных, возвращая зрение слепым, поднимая расслабленных, говорил: «Чадо, отпущаются тебе греси твои», указывая, что причина болезни в грехе (Мк. 2, 5.). А вместе с душой исцелялось и тело: «Возьми одр твой и иди..» (Мк. 2, 11.), ты здоров. А иной раз Господь предупреждал исцеленного: «…Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 14.).
    Возлюбленные братья и сестры! У нас с вами особенно много болезней. Они бесчисленны, потому что и грехов у нас очень и очень много. А исцелять нас порой некому. Нет рядом человека, который мог бы одним словом поднять и укрепить нас. И к кому нам обращаться за помощью? Кого призывать? Кого просить? Кто нас исцелит, кто услышит? Малютка со всеми своими радостями и скорбями бежит к родной матери — она поймет все, разделит печаль, утешит, обласкает. Маленький мальчик, которому всего-то девять лет, очень болел. Он уже совсем угасал. Перед смертью, указывая на свою больную грудь он все просил: «Мама, мамуня, распутай, больно, клубок здесь. И она прикасалась своей материнской рукой к его больной груди, утоляя боль своего ребенка. Он затихал, успокаивался…
    Дорогие братья и сестры, как нам нужна эта материнская ласка, это неложное прикосновение любящей руки, которая сняла бы мучительную боль. Как же тяжело спасаться сейчас, в наши дни, скудные верой, благочестием, зато богатые соблазнами, искушениями и всякого рода затруднениями. И порой приходится видеть, как совсем еще молодая душа, только начинающая жить, как прекрасный цветочек, выросший при дороге бывает растоптана, сломана, запятнана грязью и не имеет сил более подняться. И исцеление такой души подчас очень трудно, мучительно, почти невозможно для человеческих усилий, нужна чья-то нежная и вместе с тем сильная рука, чтобы залечить душевные раны, дать силы и надежду на лучшую жизнь.
    Рассказывают, в последнюю войну был такой случай. Тяжелораненому солдату предстояло перенести опасную операцию. Его мать была далеко, он ничего не сообщил ей. Но своим материнским сердцем она почувствовала, что любимый сын в беде, что он нуждается в ее помощи и она должна быть непременно около него. Солдат был под наркозом, шла сложная операция, когда двери палаты открылись и вошла эта женщина. Ее никто не знал, врачи замерли от неожиданности, к тому же она могла закричать, заплакать, и тогда…все пропало. Но женщина сдержалась. Без единого звука, как тень, подошла она к операционному столу и положила свою материнскую руку на горячую голову сына. И вот тут случилось неизъяснимое чудо. Больной, будучи под наркозом, с закрытыми глазами почувствовал материнское присутствие и прикосновение ее руки. Не открывая глаз он сказал; «Мама, родная моя мама, я знал, что ты приедешь ко мне в этот трудный час». Многие из присутствующих при этом заплакали.
    Возлюбленные братья и сестры, мало ли бывает подобных операций в нашей жизни, я имею в виду тяжелые обстоятельства, затруднения и опасности. Порой нам на помощь и прийти-то некому, родная мать далеко или нет ее уже на этом свете. И тогда приходит Она — нежная, любящая Мать всего грешного человечества, Мать милосердия, Матерь Божия. Она — Матерь всех скорбящих, всех оставленных, безнадежно больных, отчаявшихся.
    «Уязвихся, уранихся, се, стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело: се, струпи, гноения, омрачения вопиют, раны самовольных моих страстей» (Великий канон св. Андрея Критского. Песнь 2, читаемая в четверг первой седмицы Великого поста.) — грехи наши повергают нас на болезненный одр, буря жизни изматывает наши силы, ранят нас искушения, тяжело дышится больной грудью.
    Святые отцы говорят, что Божия Матерь всегда бывает там, где горе, где слезы. У Нее — большая семья, которая требует столько заботы, столько ухода, причиняет Ей столько огорчений, вызывает слезы печали. И Она ходит, ходит без устали, появляется там, где скорби, где бедствия. Она приходит туда, где страдает молодая, неопытная еще в жизни душа, где лукавый мир расставил свои сети и грозит гибелью.
    Она приходит туда, где душа с болью и плачем ищет исхода, ищет правильный путь. Она приходит туда, где надо подать всесильное врачевство покаяния или где надо спасти человека от губительных пороков. Она приходит и Своим материнским прикосновением целит язвы наших бедных душ, отгоняет всякую печаль, сомнение, уныние. Она погашает пламень страстей. Она согревает наши холодные сердца, просвещает и укрепляет всякого, кто обращается к Ней за помощью. Ее тихое благодатное прикосновение способно вызвать покаянные слезы из самого загрубевшего, закосневшего во грехе сердца. Она может возродить к жизни падшую душу, очистить того, кто запятнал себя тяжелыми грехами. Разбитое в пух и прах Она восстановит к жизни. Она все может, дорогие мои, все может совершить Ее безграничная материнская любовь к нам, грешным и недостойным Ее детям. И только одно мешает Ей приблизиться, только одно удаляет Ее от нас — наше нерадение. Это особенно страшный грех, тяжелая болезнь наших дней, опасное состояние духовного сна, лености, теплохладности, неведения своих грехов, бесчувствия. Нам тяжело спасаться,возлюбленные братья и сестры, говорить нечего, но ведь когда тяжело, тогда и надо приложить все усилия, все старания к важнейшему делу нашей жизни — спасению своей бессмертной души. Ведь когда трудно, тогда и Господь-то ближе. Он не хочет, чтобы мы погибли, Он видит, как нам тяжело и жалеет нас, милует, и помогает, и хранит. А мы сами своим нерадением, небрежностью отходим от Господа. Мы все только ропщем, унываем, жалуемся, а живем, прямо сказать , духовно плохо, совсем недостойно христиан, главное не умеем смиряться и совсем теряем благодатную помощь и подкрепление от Господа. А без помощи Божией мы совсем ничего не можем. Не только доброе что сделать, мы даже не видим, что гибнем, погрязаем в болоте суеты житейской. Не чувствуем, что душа спит, усыпленная греховным наркозом, не видим, что душа наша вся изранена греховными делами.
    Дорогие мои, самое страшное, самое губительное — состояние духовного сна, холодности. Страшное потому, что оно совсем незаметно. Так хитро и льстиво враг усыпляет и нашу совесть , и нашу душу, всякое доброе чувство и намерение.
    О душа христианская! Опомнись, сознай губительность своего положения, в этом начало спасения. Обратись к Матери милосердия и скажи с верою: «Царица Небесная, ведь я совсем погибаю и некому мне помочь! (Беззакония моя превзыдоша главу мою…возсмердеша и согниша раны моя…несть исцеления плоти моей. — Пс. 37,5,6,8.). Грехи губят душу мою и тело мучают. Я утопаю в житейском море. Еще немного, и я совсем низринусь в бездну, потому что буря все сильнее, все злее свирепствует. Не оставь меня, Матерь Божия, приди ко мне в этот трудный час, утоли лютую болезнь души моей и спаси меня, яко Милостивая».Аминь.

    Тихон-Пантелеимон (Агриков)

  • Редактор , 23.11.2018 в 11:28

    Михаил, большое Вам спасибо за этот отрывок из книги архимандрита Тихона. Думаю, нужно будет опубликовать его отдельным материалом в один из Праздников, посвящённых Божией Матери.

  • Н.С. Михаил , 23.11.2018 в 12:22

    Да хранит Вас Господь, Ольга, и всех близких Вам!

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на