МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из лекции о Таинстве Священства, прочитанной на V курсе Московской духовной семинарии 15 апреля 2013 г.

Алексей Ильич Осипов

… <О священстве> пишут святые отцы очень много, очень сильно. Даже пишут так. Иоанн Златоуст, например. «Не думаю, что в среде священников было много спасающихся. Напротив, гораздо больше погибающих, именно потому, что это дело требует великой души». И предупреждает: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святой».

Кирилл Александрийский, святитель, пишет: «Негоден к священнослужению духовно слепой человек». Он должен иметь хотя бы элементарный духовный опыт. У отцов очень много грозных предупреждений.

Кстати, преподобный Сергий, вы знаете, какие страшные слова говорил. Ведь он никак не соглашался стать священником, вы помните всё это хорошо. И почему? Он говорил: «Желание сана есть начало и корень властолюбия». Он видел, как часто человек не может удержаться от властвования, когда видит, что он может властвовать. Поэтому он писал: желание сана есть начало и корень властолюбия, предупреждая тем самым всех своих учеников, которыми и мы, дай Бог бы, являлись. Смотрите, бойтесь этой бесовщины властолюбия над людьми. Потому что народ простой: кланяется, всё. Не дай Бог подумать о себе, что я кто-то такое. Недаром говорят о таких глупых, которые начинают о себе думать, и думают, что ему кланяются, да нет же! Так думала только Валаамова ослица, или, если хотите, тот осёл, на котором ехал Христос, когда кричали Осанна и постилали одежды и ветви. Он не сомневался, что это не Христу, а ему кричат Осанна. Да избавит Бог от этой бесовской страсти властолюбия. Поэтому преподобный Сергий так предупреждает.

А уж что пишут святые отцы, я уж не знаю, что мне зачитать. Например, Ефрем Сирин, преподобный: «А я, возлюбленный, прихожу в ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства и принимают оное, не быв призванным Христовой благодатью, не зная того, что огнь и смерть собирают себе они, бедные».

Хочу вас предупредить: страшные слова. Но учтите, вы уже пришли в эту школу, вы уже готовитесь к этому. В этом смысле надо понимать, что определённое Божие благословение есть. Вы не по жажде власти принимаете этот сан, совсем нет. Вы просто пошли по этой стезе. Это меняет всё-таки ваше положение. Я говорю это в связи с этими страшными словами преподобного Ефрема Сирина. Потому что знаете, как в древности было? Вот вам одну из фраз: «Он домогается сана пресвитера». Вы слышите: домогается. На что только шли!.. Вот что опасно: когда человек домогается, жаждет во имя своих земных интересов, во имя, если хотите, власти и славы, почёта и прочих каких-либо привилегий. Вот тогда это страшно.

Симеон Новый Богослов. Если хотите, зачитаю вам, правда, немножечко пространное, но зачитаю: «Ибо я говорю и свидетельствую всем: кто прежде не оставит мира, и от души не возненавидит всего мирского, и искренне не возлюбит Единого Христа, и ради Него не погубит душу свою, не заботясь ни о чём для человеческой жизни, но как бы ежечасно умирая, не будет много о себе плакать и рыдать, и не будет иметь желания только к Нему одному, и через многие скорби и труды не сподобится восприять Божественного Духа, тот да не дерзнёт принимать священство и предстоятельство над душами и стать начальником, ибо в суд и осуждение будет предприятие таковых дел. Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда и всех других грехов. Все эти грехи ныне совершаются против людей. Торгующий же Божественными Таинствами и продающий благодать Духа, грешит, конечно, против самого Бога».

А ещё что он пишет: «Ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включённым в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, патриархам, митрополитам и епископам просто так просто из-за рукоположения и его достоинства не даётся от Бога отпускать грехи, да не будет!» Мы думали, что просто: рукоположили и имеем право. Да не будет! «Ибо им дозволено только священнодействовать, но, думаю, что и это не многим их них, чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла. А только тем, кто и священником, архиереем и монахом может быть сопричислен к лику учеников Христова за чистоту».

Я хочу ещё зачитать вам замечательные сильные, но жёсткие слова святителя Луки Войно-Ясенецкого, пережившего, знаете, какие страдания, мучения и заключения в тюрьму. Предупреждение его, ой какой важное для нашего времени, когда мы живём в условиях свободы: «Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время великой революции, конечно, не без вины», – слышите, перенесла Церковь не без вины. – «Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наёмников, не пастырей. По-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе». О, какое предупреждение. Это в одном из его посланий. Сейчас, пожалуй, такие послания мы едва ли встретим. Он такой был, он мог написать, назвать вещи своими именами.

Да, друзья мои, учтите, революция естественно произошла, а не случилась. Вот он пишет, об этом же пишут целый ряд наших святителей, что, увы, произошла деградация и монастырей, и монашества, и священства, и, конечно, мирянства. Оттуда, из мирян, пополняется и священство и монашество. Все, деградация произошла. Вот совершилась революция, и надо понять, что закон один и тот же. Это было тогда, это будет и сейчас.

Когда я был совсем мальчишкой, в два раза моложе, чем вы, слышал, как говорили монахини Шамординского женского монастыря — в то время, вы знаете, гонения были, хватали, в тюрьмы сажали. И они с великим сомнением рассуждают между собой: «А ведь последние оптинские старцы говорили же, что опять откроют церкви, откроют монастыри». Я видел, с какими они неверием даже: как же они говорили, оптинские старцы, о чём они говорили, что опять откроют церкви и монастыри? И прибавляли эти оптинские старцы: но не надолго. О чём я говорю вам? Открыли сейчас, исполнилась первая часть? Не будем забывать, как бы не исполнилась часть вторая…

Профессор А. И. Осипов
Сайт «Послушник»

Заметки на полях

  • Н.С. Михаил , 13.11.2018 в 03:00

    «Слава, Тебе, показавшему нам свет!» — таковы были последние слова схиархимандрита Пантелеимона (Агрикова), отошедшего ко Господу 15 ноября 2000 г. Лишь после смерти, когда начались заупокойные молитвы о новоприставленном подвижнике, многие впервые услышали его схимническое имя: схиархимандрит Пантелеимон.
    Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон (до принятия великой схимы) как автор прекрасной книги о Троице-Сергиевой Лавре «У Троицы окрыленные».
    А его книга «С Евангелием» с каждым днем становится все более и более актуальной, что прямо говорит нам о том, что автор был осиян Истинным светом.
    Батюшка написал несколько книг о почивших братиях Троицкого монастыря. С ними он делил радости и горе, которого было больше…Писал, твердо веруя, что они отечески молятся о нас, живых, вместе с преподобным Сергием молитвенно помогают тем, кто помнит их, читает о них, подражает им в своей жизни. Теперь, после кончины отца Тихона-Пантелеимона, сказанное им о братиях еще в большей мере приложимо к нему самому. При жизни велика была сила его молитв о тех, кто прибегал к его помощи. Несомненно и ныне будут услышаны молитвы с упоминанием его имени, надеясь, что он теперь предстоит у Горнего престола и молится о всех, чтущих его память.
    Фронтовик, преподаватель Московской Духовной академии, насельник Троице -Сергиевой Лавры, отец Тихон в своей жизни перенес жестокие испытания, враг нигде не давал ему покоя. Многие годы подвижник провел в затворе в горах Кавказа.
    О нем остались теплые воспоминания современников, блестяще прочитанные в Московской Духовной академии учебные курсы, память о которых свежа десятилетиями. Остались высокие по духу и безыскусные по форме удивительные проповеди отца Тихона в Троице-Сергиевой Лавре, слушая которые, никто не мог сдержать слез умиления или раскаяния.

  • Н.С. Михаил , 14.11.2018 в 00:30

    Из письма о.Тихона -Пантелеимона духовной дочери — монахине, которую батюшка воспитывал с детских лет. Как-то он сказал: хорошо что Господь привел её, ещё девочку, к нему именно в детские годы, сравнив её возраст с бутоном розы.

    …О, святая детская простота! Цены тебе нет на этом свете! Дай Бог тебе сохранить это сокровище, а нам — вернуться к нему…Ангел хранитель сохранит тя и всех тебе подобных.

    Сестренке

    Ты живешь, так мало зная,
    Что дорога нелегка,
    И полынь в начале мая
    Не особенно горька.

    Но пройдет еще немного,
    Ты увидишь наяву,
    Как опасно жить без Бога,
    Быть у демона в раю.

    Твой отец — служитель Церкви,
    Мать из бедного села,
    Мiр не знает лучше сделки —
    Розу жечь, что здесь цвела.

    Помни, милая сестренка,
    Чтоб не впасть в такую бездну,
    днем и ночью и спросонок
    Ты тверди молитву слезну.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на