col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Владимир Цветков, Людмила Ильюнина. Об интересе к язычеству и оккультизму

Мы пред­ло­жи­ли сай­ту «Ветрово» опуб­ли­ко­вать од­ну из ста­рых лек­ций про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Цвет­ко­ва (в пе­чат­ном ва­ри­ан­те она еще не по­яв­ля­лась, сей­час го­то­вит­ся кни­га, куда она вой­дет) в свя­зи с си­ту­а­ци­ей, ко­то­рую ко­рот­ко опи­шу. Си­ту­а­ция эта, на мой взгляд, вы­я­ви­ла мно­гие со­вре­мен­ные ду­хов­ные про­бле­мы, по­то­му не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как част­ный слу­чай.

Полгода назад на просторах интернета появился новый сайт «Топостурс», читателей «Ветрово» я приглашала его посетить и выкладывала отрывки из авторских экскурсий по святым местам, которые размещала на этом сайте. За прошедшие полгода новый интернет-ресурс, задача которого, по словам его создателя — известного иерусалимского блогера Анны Мусан-Леви — собрать экскурсоводов со всех стран и дать им возможность (в ситуации, когда нет «реальной» работы) рассказать о своих любимых местах как можно большему числу людей, — очень развился.

Десять дней назад мы столкнулись с той самой ситуацией, которая заставила вспомнить о лекции отца Владимира (духовника Софрониевой пустыни, что находится близ Арзамаса и Дивеево), где он говорит о зараженности современных людей духом суеверия или оккультизма и отвечает на вопрос: отчего это происходит, что это значит и к чему может привести?

Что же произошло на «Топосе»? В анонсе экскурсии по Великому Новгороду среди прочих бонусов, обещанных слушателям, было предложено: «Мы загадаем желание у древнейшего из сохранившихся на Руси храмов, посвященных Параскеве Пятнице».

Когда экскурсовод рассказала, что можно загадать желание, обходя церковь, несколько человек в чате написали, что не стоит пропагандировать язычество. Я присоединилась к этим людям, тем более что и в лекциях других экскурсоводов на слушателей постоянно выплескивалась (использую этот глагол, потому что в традиционной экскурсоводческой манере нет пауз и возможности для слушателя подумать о том, что ему говорят) информация о приметах, страшных историях, оберегах и очень вольная трактовка евангельских событий.

Моя подруга — экскурсовод с двадцатипятилетним стажем, в ответ на вопрос — отчего так происходит, почему экскурсоводы так падки на эти темы — сказала: «Потому что народ этого хочет, это популярно. Меня часто просят: “Дайте нам мистики, расскажите о чем-нибудь страшненьком и таинственном”. При этом так и норовят на какое-нибудь “чудо-дерево” повесить ленточку, бросить монету в святой источник, полежать на камне, на котором якобы стояла Божья Матерь. Часто экскурсоводы создают и собственные фольклорные сюжеты, которые потом тиражируются и выдаются за народные предания».

Как показывают отклики в чате на экскурсии на сайте Топос, большинству людей, подчеркну — людей, считающих себя православными — слова «надо постоять здесь, у этого места особая энергетика, а у другого можно подзарядится другой энергетикой», «в этом доме водятся приведения», «считается, что это отгоняет зло, в том числе вирусы» и прочие не кажутся чем-то опасным. Многие просто не замечают (и сами экскурсоводы, я уверена, тоже), что они тиражируют, пускают в народ суеверия. А некоторые, исповедующие «открытое христианство», еще и смеются над теми, кто призывает людей публичной профессии (такой как экскурсовод) к тому, чтобы быть внимательными и говорить о святом и святыне благоговейно или хотя бы ознакомившись с терминологией, чтобы их рассказы о том, что дорого сердцу верующего человека, не коробили бы. Хотя на это кто-то возразит: Бога ничто и никто не может оскорбить и настоящего верующего тоже.

В лекциях отца Владимира говорится: нас планомерно воспитывали и воспитывают в такой веротерпимости, которая приводит к тому, что у человека появляется «каша в голове», в которой булькают, как пряная приправа, оккультные понятия, смешиваясь с православными. И человек этого может даже не осознавать.

Еще поделюсь такими мыслями: сейчас очень трудное время, когда нам надо собраться, задуматься о том, почему Господь так наказывает человечество и к чему может привести дальнейшее развитие событий. Нельзя нам «растекаться по древу» и относится ко всему с лёгкостью необыкновенной, жаждать развлечений прежде всего. Невидимый темный мир существует, и даже бездумное упоминание о нем, а тем более рассказ, небезопасны для души рассказчика и слушателей.

Может быть, вам покажутся все эти высказывания слишком жесткими, но прочитайте беседу отца Владимира и давайте обсудим эту тему.

Людмила Ильюнина

Я уже го­во­рил о том, что есть де­ле­ние на пе­ри­о­ды в от­но­ше­нии к ре­ли­гии в на­шей стра­не. О том, что пе­ри­од го­су­дарст­вен­ной ре­ли­гии за­кон­чил­ся по­сле ре­во­лю­ции, хо­тя мы все, ко­неч­но, вспо­ми­на­ем нос­таль­ги­чес­ки о том вре­ме­ни, ко­гда пра­во­сла­вие бы­ло го­су­дарст­вен­ной ре­ли­ги­ей, хо­тя там бы­ли свои из­держ­ки и слож­нос­ти в от­но­ше­ни­ях меж­ду го­су­дарст­вом и Цер­ковью. Затем начался период атеизации сознания и жизни, культуры в нашей стране. На Западе процессы шли немножко иначе, они для нас не так актуальны. Может, если мы потом побеседуем об этом, то несколько позднее. Этот период закончился где-то на рубеже 1988-го года, года празднования1000-летия крещения Руси. По молитвам святых мы получили возможность свободно исповедовать свою веру и канонизировать наших святых. И одновременно с этим Торжеством Православия начался новый период оккультизации сознания. И если атеизация совершалась насильственными методами, то теперь метод явного, открытого насилия над сознанием отложили, и начался период обольщения. То есть теперь уже не насилуют наше сознание, теперь нас никто не заставит не верить в Бога или идти смотреть Кашпировского или Чумака, или еще что-либо. Мы свободны, свобода сохраняется, насилия нет, государство занимает такой, казалось бы, нейтралитет. Хотя этот нейтралитет особого рода. Пока на стадионах мы что-то не видели выступающих священников, епископов, не видели их, выступающих по телевизору с элементарной катехизацией или уроками воскресной школы хотя бы. По телевидению до сих пор, несмотря на то, что демократия победила, кажется, вместо этих воскресных передач показывают экстрасенсов и оккультистов… Мы можем получить уполномоченных по делам религии, не тех, которые были у нас раньше, которые нас мучали, собирали информацию. Они умерли, но ненадолго, теперь они могут возвратиться в новом виде. Опять все возвращается на новый круг. Ну, что дальше у нас будет, это зависит не только от уполномоченных, но от Бога, и от нас.

И одновременно в недрах этой оккультизации сознания и обольщения возникает следующий период, собственно ради которого и совершалась эта атеизация, то есть выветривание, изъятие из сознания, из культуры, из памяти народа всех религиозных понятий, православных христианских, всего того, что связано со Христом, с верой, с духовностью. Это делалось для того, чтобы эти опустевшие сердца и умы наполнить оккультными понятиями и представлениями, рассказы о которых печатаются огромными тиражами. Все авторы оккультные уже, наверное, напечатаны, которые только можно, полные собрания сочинений Блаватской, Рериха, Штейнера. Таким образом, начинается следующий период, который закончится пришествием Христа. Это период инициации, период оккультного посвящения, исповедование язычества, антихристианства, ибо оккультизм является антихристианством.

Вообще существуют две идеологии. После того, как пришел Христос и сказал: «Я принес не мир, но меч». Имеется в виду, что в области идеологии и религии отныне будут существовать лишь две религии — это религия христианская и религия антихристианская. Причем, когда мы слышим слова и возгласы о том, что нужно всем религиям соединиться, что бог один, — знайте, что это беспокойство и проблемы того самого антихристианства, которое многолико, многонаправленно, но имеет одного бога, то есть дьявола и его мессию — Антихриста, которого вскармливают в тиши кабинетов, и на стадионах ныне. А целью их являются сердца человеческие.

Параллельно с этим мы видим, что Запад помогает Востоку, то есть такая восточная оккультная агрессия, которая идет и непосредственно с Востока, из Индии, и через Запад, где есть своя антихристианская традиция, которая зародилась в недрах католичества, как об этом писал еще Достоевский в «Легенде о великом Инквизиторе». Затем антихристианская направленность отделилась от католичества в виде протестантизма в еще более заостренной форме. И затем мы видим в самом открытом, окончательно антихристианском виде, эта традиция у нас имеется в виде Свидетелей Иеговы, которые отвергают Божество Иисуса Христа, Божество Духа Святаго и таким образом показывают тот путь, который прошла рациональная религиозная мысль от схоластики Средневековья к протестантизму Лютера, Кальвина, Цвингли, затем, через анабаптизм, баптизм, адвентизм пришла к отрицанию Сына Божия. Отрицая это в жизни, — на словах не отрицается, они затем приходят к тому древнему еретическому учению, которое бушевало на территории Римской империи в VI веке, а именно арианству — которое отвергало Божество Иисуса Христа, но воспринимало Иисуса как учителя, который лишь называется Богом за свою нравственную жизнь, за то нравственное учение, которое Он принес.

Знаем, у нас есть отечественный представитель этого учения — Лев Николаевич Толстой. Ну и ныне мы наблюдаем мощную агрессию, поддерживаемую Западом. Запад поддерживает все виды агрессии против православия — и оккультную восточную, и протестантсткую, западную. Центры миссионерские множатся, так что они даже не умещаются в одном ДК — какое там ДК на Петроградской? Там два центра, один из Кореи, там какой-то центр миссионерский и Армия Спасения, тут же и кришнаиты, то есть такой букет сатанинских цветов, роз и ромашек, и каких-то одуванчиков — вот что это имеем.

И все они единогласны, все они едины, различаясь во многом, едины в своей ненависти, в злобе, осуждении и отвержении православия. Мы видим, что инициацией и посвящением занимаются и кришнаиты на своих трапезах, где предлагается еда идоложертвенная. Вообще оккультисты сделали Петербург своим центром, скоро это будет мировой центр оккультизма. Об этом говорили и китайские оккультисты, и восточные. Здесь наиболее благоприятная почва в смысле рационализма. Такой рациональности, про которую Достоевский в свое время говорил, что это «выдуманный город». То есть, построенный по выдумке, по мнению человеческому. То есть он не естественного происхождения, а рационального. И вот этот рационализм, который лежит в основе города, он и становится почвой для оккультизма всех течений, которые умножаются чуть ли не ежедневно, появляется что-то новое, что-то такое, чего у нас еще не было, что мы еще не видели. И также все эти посвящения проводят параллельно наши колдуны отечественные, которые вышли из подполья, которые сами свидетельствуют о себе, что они являются потомками идольских жрецов. В частности, Тарасов — он об этом публично заявлял в газетах, что они являются потомками тех жрецов, идольский культ которых был уничтожен с принятием христианства при Владимире равноапостольном и далее. Но и сам он в четвертом или пятом поколении колдун, у него бабка, и прабабка, и прапрабабка — колдуны. Все они, в основном, с высшим образованием, техническим или же медицинским, как Тарасов, или практикуют уже просто в клиниках, так что у семейства есть уже свои кабинеты в Москве. И официально наша власть плюралистическая и демократическая, или какая там еще она, это поддерживает. К ним обращаются из райисполкомов и райкомов, чтобы изжить врагов своих, или помочь подсидеть свое начальство, чтобы его там сняли, или чтобы с ним что-нибудь такое случилось. Но он говорит: «Я таким не занимаюсь». Не знаю, так ли это на самом деле, или так только в газете пишут.

Ну и наша гуманистическая традиция, в виде развивающейся, так сказать, демократии, она такого же толка, такого же духа, ну не в явном виде, может быть, а как бы в скрытом, для непосвященных, но в удобопонимаемом виде для тех людей, которые видят плоды. Господь сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16). По крайне мере, коммунистическую власть мы будем вспоминать с тоской, не царскую власть, при которой мы не жили, а коммунистическую. Время застоя, когда нас защищали от экстрасенсов, колдунов, может, и нас православных тоже прижимали, но в храмы-то мы ходили, молились. Но вот такого разгула оккультизма не было в те времена. Хотя, конечно, хрен редьки не слаще. Видимо, мы уже не заслуживали в свое время коммунистического давления, пресса, теперь мы заслуживаем только демократии. Что ж, все в свое время. Кончился коммунизм, начинается нечто иное, новое. Но демократический период, как описывает нам Апокалипсис, является последним периодом перед пришествием Христа. Так называемый период лаодикийской церкви. «Лаодикия» в переводе означает — демократия. То есть демократия будет не только в одной области, демократическим путем будет избран Антихрист, большинством голосов. То есть все эти выборы, и вся демократия — все это для того, чтобы народ сам, обольщенный дьяволом и Антихристом, избрал его на царство, чтобы демократия перешла в монархию и этим бы закончилась мировая история после 3,5-летнего правления Антихриста. Но мы это знаем, нам это открыто. В этом отношении нас, по крайней мере, трудно обмануть или обольстить. Поэтому Господь и говорит: «Бдите! Внимайте себе! Трезвитесь!»
***
А теперь ответим на вопрос: почему люди, наши соотечественники, многие из нас с вами в свое время интересовались, занимались или в большей степени входили в эти оккультные интересы, чтения или, может быть, занятия. Почему до сих пор это популярно, актуально, живо, и нарастает этот интерес, как снежный ком. Первой причиной является наше невежество религиозное, то есть тот каток, который прошел по России, по сердцам и умам православных христиан. Потеря традиции, которую мы наблюдаем и в которой мы живем — все это создало невероятную ситуацию, когда Россию необходимо вновь просвещать, когда в России вновь нужен князь равноапостольный или апостол, который стал бы проповедовать православие как в некой языческой стране. Как в Греции, которая является православной страной, то есть там православие — государственная религия. Был один подвижник, святой, который был канонизирован недавно, в послевоенные годы ходил по городам, деревням и домам и проповедовал православие. Проповедовал православие православным, причем достаточно успешно. То есть даже в Греции так: если человек и веровал, и иконы у него были, может быть, в храм ходил, нужно было ему проповедовать живое православие, призывать к обращению сердца к Богу. С тем, чтобы вера не была просто каким-то обрядом, каким-то бытом, который в Греции сохраняется более устойчиво — там не было такого разрыва и разрушения традиций, как у нас. Тем не менее он проповедовал, и небезуспешно, православие среди православных.

И, как мы знаем, отец Иоанн Кроншадтский также в свое время, желая вначале поехать миссионером в Японию, с тем, чтобы проповедовать там православную веру, затем увидел и понял, что православие необходимо проповедовать на Руси православной. Что именно она нуждается в проповеди, что она нуждается в этом огненном слове, в слове покаяния, которое он и возвещал своей жизнью, своей деятельностью, молитвой и писаниями, которые сохранились от него в достаточно большом количестве. И проповеди его, и дневники, и прочие его творения.

Кроме того, сейчас же мы наблюдаем общее повышение уровня гордыни и тщеславия, особенно в городах. Это связано с всеобщей грамотностью, в особенности с высшим образованием. Если человек уже с высшим образованием, то основная борьба у него будет с гордостью так или иначе. Какой бы он ни был, кто бы он ни был. Апостол предупреждал и предупреждает нас, что знание надмевает (1 Кор. 8:1). Особенно знание схоластическое, техническое имеется в виду, но даже пусть это гуманитарное знание, но не духовное, не жизненное, не то реальное знание, которое помогает, спасает, приближает к Богу. Это знание надмевает, то есть отделяет от других людей и возносит — вот два процесса, которые мы сейчас наблюдаем. И они являются причиной интереса к оккультизму.

Протоиерей Владимир Цветков

Сайт «Ветрово»
17 декабря 2020

Заметки на полях

  • Великий Новгород

    Вопрос этот насколько важный, настолько и сложный. С проявлениями язычества, ересями, оккультизмом, в первую очередь в ближайшем нашем окружении, бороться необходимо и никакое государство за нас это делать не будет. Но, ввиду вышеупомянутых причин, не следует рассчитывать на поддержку и понимание, тем более на благодарность. Только молитва, любовь и терпение могут помочь.

  • Рыбинск

    Очень правильная и своевременная статья! Спасибо, что разместили её на сайте.
    Действительно, сколько сейчас развелось всяких экстрасенсов, колдунов , и главное все — «потомственные». И откуда они, извините, выползли, другого слова не нашла. Раньше нас воспитывали в атеизме, хотя где-то в душе всё равно верили. что есть Господь. Но о колдунах и экстрасенсах даже и не слышали. А сейчас можно верить и не стесняться, а даже гордиться этим. Видимо надо больше проповедовать православие. Хотя сейчас открываются воскресные школы, православные гимназии, мало этого наверное. Надо в каждой школе вводить уроки Закона Божия, чтобы дети с малых лет имели веру. А то получается, даже вроде бы верующие в Бога люди верят всяким гороскопам, сонникам, которыми пестрят все киоски. Самое обидное, что рядом с гороскопами и прочей подобной ерундой, лежат православные календари со святыми ликами. Да ещё мешают их с разными «символами года» — поросятами, крысами и им подобным. А сколько всяких сект развелось! Хорошо, что свидетелей Иеговы запретили, а то помню, они и на улице приставали, и по квартирам ходили. Кого-то ведь и завлекли.
    А сколько людей, вроде и православных, верят в разные суеверия, приметы. Совершенно серьёзно переходят на другую сторону улицы, если увидят чёрную кошку, пытаются толковать сны и так далее. Точно, каша в голове.
    По радио каждый день вполне серьёзно озвучивают гороскоп на день. Многие напрягаются — ой, что у меня сегодня.
    Да, проповедовать православие просто необходимо, а то так и будем дремучими.

  • Санкт-Петербург

    Продолжением поднятой темы считаю замечательную статью Капитолины Кокшеневой http://koksheneva.ru/posts/pravoslavniy-teatr-nevozmojen/?fbclid=IwAR0e1nUpEZiwxr-KIo5beNab2crnGbgsSfIKomSMop32SLpjVl50E8wKRpU.
    Прежде следила за творчеством этой умной и талантливой женщины, потом заметила, что ее не видно на популярных сайтах, в передачах, периодике. Прочитав статью, поняла, что она выпала из «мейнстрима», который метко назвала ньюправославием — когда все что угодно можно соединить с православием.

  • «Моя подруга — экскурсовод с двадцатипятилетним стажем, в ответ на вопрос — отчего так происходит, почему экскурсоводы так падки на эти темы — сказала: «Потому что народ этого хочет, это популярно. Меня часто просят: “Дайте нам мистики, расскажите о чем-нибудь страшненьком и таинственном”.» …… У экскурсоводов — жажда наживы. Землю пахать потяжелее будет…. Если бы народу не рассказывали про «ленточки на дерево», то народ бы и не знал про эти ленточки.

  • Светлана, мне кажется, Вы не правы, говоря, что экскурсоводом быть легче, чем землю пахать. Подготовить хороший текст — это труд, каждый раз во время экскурсии вложить в него душу, не выгореть, тоже непросто. Даже чисто физически тяжело ходить весь день, особенно по дорогам в гору, как где-нибудь на Валааме или на Соловках. Да и потом, это та же пахота, то же сеянье: хороший экскурсовод может заронить в душу слушателя семя веры или, по крайней мере, любознательности и неравнодушия.

  • Хороший экскурсовод может. Но большая часть подсказывает, где привязать ленточку. И вопрос, есть ли необходимость в таком количестве текстов, зачастую списанных друг у друга, которые не ведут в Храм?

  • Великий Новгород

    Я же говорила, что не всё так просто. Есть справедливое негодование и возмущение по поводу того и сего. А где конструктив? Делать-то что? Каждому отравить по колдуну? Не ходить на мерзкие спектакли и выставки или забрасывать их тухлыми помидорами? Всем истинно православным срочно пойти в художники, режиссеры и блогеры? Попробуйте тому же гиду или блогеру (колдунов трогать не будем) вежливо сказать, что он в чём-то не прав, и вы услышите про себя много того, что вам не понравится. Но и только. Возьмём Великий Новгород, где 80% объектов показа — это храмы. А 95% экскурсоводов люди неверующие. При этом из оставшихся пяти процентов 99% думают, что они православные, но действительности это не вполне соответствует.
    Если гид Православной Духовной миссии считает, что нас православных, также как и геев, меньшинство и мы, также как и они, должны отстаивать свои права, лучше всего сразу соглашаясь на все предложения, то куда дальше ехать-то?
    Вывод: проблема может быть решена только путем правильного образования и воспитания народа. Это задача государственного масштаба, как минимум, на десятилетия.
    Что происходит у нас в реальности, всем прекрасно известно. Но видно, что небольшие положительные тенденции всё же есть. И если мы все будем изучать духовное наследие, любить ближних, укреплять свою веру, твердо следовать путём покаяния, творить дела милосердия, то процесс несомненно пойдет быстрее.
    Но вернемся в Великий Новгород. Один знакомый экскурсовод предположил, что если бы в городах, подобных Великому Новгороду, в обучении гидов принимали участие представители Церкви, обстановку можно было бы улучшить. Возможно, во многих случаях это не вина, а беда людей, которых так научили подавать информацию. Неужели мы не можем рассказать о наших храмах и святых подвижниках так, чтобы это по-настоящему трогало души людей. Тогда всякие глупые выдумки были бы не нужны.

  • Санкт-Петербург

    На самом деле я хотела поговорить не только и не столько об экскурсиях. Хотя вы, Наталья, правы (Например в Псковской епархии экскурсоводы не имеют право вести экскурсии по монастырям и храмам без разрешения епархиального отдела, где с ними занимаются). Хотела поговорить о том, что мы так и не задумались за «долгие годы свободы», что нужно трудиться над православным мировоззрением, над тем, чтобы изживать остатки язычества в своих представлениях о жизни, о мире, о человеке.

  • Мне очень нравятся слова отца Романа:
    Не может Церковь быть чуть-чуть Христовой,
    Не может Святость быть чуть-чуть Святой.
    http://vetrovo.ru/tserkov/
    (Недавно вспомнились похожие слова Евтушенко:
    «Но быть нельзя чуть-чуть распятым».)
    Наверное, нам хочется быть «чуть-чуть христианами», чтобы это не помешало нашей удобной жизни. А может быть, кому-то хочется быть «чуть-чуть христианином» просто для «широты кругозора», не ставя веру во главу угла. Тогда Православие можно сочетать не только с язычеством, но и вообще с любыми представлениями о мiре. Мне понравились слова отца Владимира Цветкова о том, что «православие необходимо проповедовать на Руси православной». Но, наверное, очень трудно проповедовать сытым, благополучным и, главное, уверенным в своей «православности» людям. Для этого нужно, по крайней мере, иметь за душой то, чего нет у них.

  • Нижний Новгород

    Совершенно согласна, что над формированием православного мировоззрения нужно трудиться. Правильному представлению о вере невозможно научить, если сам человек не хочет ему научиться, если ему это не нужно и его вполне устраивает Православие с примесью язычества. Поэтому и трудно согласиться с отцом Дмитрием Смирновым, что не совсем правильное представление о вере это «дело десятое».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок