col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Неужели и Достоевский во пророках?

Од­но де­ло, ко­гда Фе­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча во­зво­дят в про­ро­ки на со­ветс­ком сай­те под на­зва­ни­ем РНЛ, и дру­гое, ко­гда это де­ла­ет цер­ков­ный ие­рарх с ам­во­на. Од­но де­ло, ко­гда нимб над пи­са­тельс­кой го­ло­вой при­ко­ла­чи­ва­ют та­кие же, как он, пи­са­те­ли, и дру­гое, ко­гда это де­ла­ет пра­во­слав­ный ар­хи­е­рей.

В своей проповеди по окончании Божественной Литургии в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста 9 февраля 2021 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) сказал следующее: «Он [Достоевский] возвратился [после каторги и ссылки] к литературному труду, но уже на совсем ином уровне. И он стал не просто писателем, романистом, который выдумывал какие-то сюжеты, а он стал пророком Божиим, через которого Бог говорил с русским народом. Только свою пророческую весть он облекал не в богословские произведения, а в литературные произведения» (с 06:01 мин.).

https://www.youtube.com/watch?v=bZqQK8jgrdE

Полностью здесь:

http://jesus-portal.ru/life/video/live/bozhestvennaya-liturgiya-09-02-2021/

Ну вот, мы и договорились. До ручки, что называется, договорились. Оказывается, Бог общался с народом через романиста. Не через Священное Писание, не через Богослужение и святых отцов, но через сочинения Достоевского Бог говорил с русским народом. Что же вышло из такого общения? Что вынесла читающая Россия, например, из «Бесов»? То и вынесла, что бесовские художества, записанные на бумаге, стали претворяться в жизнь. А вы думаете, кто вдохновлял Достоевского при написании «Бесов»? Господь?

Когда писатель хочет рассказать о выдуманных Евгении Онегине или Анне Карениной, или о мадам Бовари, то называет свою историю либо «Евгений Онегин», либо «Анна Каренина», либо «Мадам Бовари», говоря при этом, что он и есть мадам Бовари[1]. А когда писатель даёт своему сочинению название «Бесы», о ком он хочет поведать? Именно бесы интересовали Достоевского в его одноимённом сочинении. Но зачем и почему бесы заинтересовали писателя? Их, кстати, исчерпывающе охарактеризовал апостол Павел, говоря, что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим. 1: 29-31). Почему эти отвратительные существа привлекли внимание писателя и он стал описывать их? Мне думается, что не писатель заинтересовался бесами, а бесы заинтересовались им, и что не Достоевский, но бесы через Достоевского хотели для себя нечто узнать.

― Что и у кого узнать?

― У Бога, у Тихона[2], у читателей.

― Что же узнать?

― Да то же, что и мы, люди, хотим узнать: не пришла ли пора платить по вечным счетам?

― О, это интересно. И что же они узнали?

― Узнали то, что, если можно писать «Бесов», и они терпятся Богом и принимаются людьми, значит, им можно и в действительной жизни совершать то, что вымышлено в книге. Романом «Бесы», как и другими своими сочинениями, Достоевский не только не помешал российской революции, но много способствовал ей, выпустив бесов из мiра виртуального в мiр реальный, или настоящий мiр.

― И как же это он их выпустил?

― Точно так, как выпускаются бесы из телевизора.

Когда пришедшие к власти большевики решили увековечить в камне память своих соратников по борьбе за народное счастье, то вторым в списке планируемых писательских памятников был памятник Достоевскому, а первым, разумеется, Льву Толстому. И 7 ноября (!) 1918 года такой памятник был установлен на Цветном бульваре в Москве[3].

Говорят, что, когда у наркома просвещения А. В. Луначарского спросили, какую надпись сделать на этом памятнике, он ответил: «Достоевскому от благодарных бесов». Шутил или всерьёз говорил Анатолий Васильевич? Бог весть. Так же и от слов проповеди митрополита Илариона не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать?

Митр. Иларион: «Поэтому с благодарностью Богу мы вспоминаем этого великого русского человека, этого пророка и апостола нашего народа, и молимся о том, чтобы Господь упокоил его, идеже вси праведнии упокоеваются. Аминь» (с 14:21).

Похоже, митрополит не отдаёт себе отчёта в том, что говорит. Если Достоевский пророк и апостол, зачем молиться о его упокоении? Разве мы молимся о упокоении, например, апостолов Петра и Павла? Напротив, они молятся о нас. Митрополиту Илариону, чтобы не противоречить себе, нужно положить икону Достоевского на аналой и совершить перед ней молебное пение святому пророку и апостолу Феодору.

За какие заслуги Достоевский назван апостолом? Митрополит Иларион: «А после своей смерти он стал ещё и апостолом[4], потому что его произведения стали переводится на многие языки» (с 11:58). Вот, оказывается, причина, по которой Достоевский назван даже не равноапостольным, как, например, крестивший славян князь Владимир, но сразу апостолом. Не хочется шутить возле Священного Писания, но, увы, приходится. Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства ― вы в Господе, ― писал апостол Павел коринфянам (1 Кор. 9:2). Так вот, печать апостольства Достоевского ― это митрополит Иларион со своей проповедью и вся советская и постсоветская реальность.

Кто такие апостолы? Ве́рхом Христовых учеников называет их Церковь в кондаке: верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой… Великого Иоанна Златоуста, память которого совершается 9 февраля, Церковь не назвала апостолом, а Достоевского митрополит возвёл не только в апостольское, но и в пророческое достоинство.

В чём суть пророческого служения? О несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаше пророцы! Не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою? И начен от Моисея и от всех пророк, сказаше има от всех Писаний, яже о Нем (Лк. 24: 25-27). Вот цель и смысл пророчества — сказать о Нём. Достоевский же, если и писал о Христе, то не о Том, Который есть Сын Божий, и о Котором говорится в Священном Писании, а о своём, гностическом, выдуманном, воображённом писательской фантазией Христе.

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная. Сердечное устроение писателя Ф. М. Достоевского можно узнать из его произведений, как об этом говорит и митрополит Иларион: «Он наделял своих героев теми чертами, которыми обладал сам» (с 06:30). Есть желающие порассуждать на эту тему? Для начала можно ознакомиться с двумя статьями:

А. В. Буздалов. Гностический пророк

Иерей Георгий Селин. Антихристианская направленность Пушкинской речи Ф. М. Достоевского

Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках? И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: «неужели и Саул во пророках?» (1 Цар. 10: 9-12).

Да, был Саул во пророках до тех пор, пока не преслушался повелений Божиих (см. 1 Цар. 13: 13). Достоевский же таковым никогда не был. Поэтому называть его пророком и тем более апостолом значит растлевать Евангельские смыслы слов, или же попросту не понимать этих смыслов. Но мыслимое ли дело, чтобы митрополит не понимал значений слов «пророк» и «апостол»?

Ума не приложу, зачем вносить мутные словесные потоки писателя Достоевского во святую Церковь? Помолиться о его упокоении ― хорошо и похвально. Но величать его апостолом?.. Это ни в какие ворота не лезет. Уверен, что сочинения Достоевского в Церкви точно не нужны. Они суть тьма в сравнении со светом Богослужебных текстов. Кому же нужно смешение тьмы со светом? Силам, враждебным Господу нашему Иисусу Христу.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
24 марта 2021

[1] «Вы наверняка слышали знаменитое высказывание Флобера "мадам Бовари ― это я". И если вы не принимали его слишком всерьез, то вот вам еще одна его фраза, из письма: "Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенес два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед".
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/610550/
Г.С.: Последнее замечание об извержении обеда это стиль Флобера: описывать всё до мелочей.

[2] «У Тихона». Так называется глава романа «Бесы», рассказывающая о беседе Ставрогина с «архиереем Тихоном». Она была набрана для журнала «Русский Вестник», но, как свидетельствует Н. Страхов, «одну сцену из Ставрогина (растление и пр.) Катков не хотел печатать, но Достоевский здесь ее читал многим» (письмо Страхова к Л. Толстому от 28 ноября 1883 г.). Под «сценой из Ставрогина» имеется в виду описание растления и самоубийства отроковицы Матрёши.

[3] «17 июля 1918 года заседание СНК под председательством Ленина обсудило вопрос "О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства" и одобрило докладную записку Луначарского о постановке памятников. /…/ 2 августа окончательный список за подписью Ленина опубликовали в "Известиях ВЦИК". Список был разбит на 6 частей и содержал 66 фамилий.
I. Революционеры и общественные деятели:
1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. 4. Бабеф. 5. Маркс. 6. Энгельс. 7. Бебель. 8. Лассаль. 9. Жорес. 10. Лафарг. 11. Вальян. 12. Марат. 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди. 16. Степан Разин. 17. Пестель. 18. Рылеев. 19. Герцен. 20. Бакунин. 21. Лавров. 22. Халтурин. 23. Плеханов. 24. Каляев. 25. Володарский. 26. Фурье. 27. Сен-Симон. 28. Роб. Оуэн. 29. Желябов. 30. Софья Перовская. 31. Кибальчич.
II. Писатели и поэты:
1. Толстой. 2. Достоевский. 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарев. 9. Чернышевский. 10. Михайловский. 11. Добролюбов. 12. Писарев. 13. Глеб Успенский. 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов. 16. Шевченко. 17. Тютчев. 18. Никитин. 19. Новиков. 20. Кольцов.
III. Философы и ученые:
1. Сковорода. 2. Ломоносов. 3. Менделеев.
IV. Художники:
1. Рублев. 2. Кипренский. 3. Алекс. Иванов. 4. Врубель. 5. Шубин. 6. Козловский. 7. Казаков.
V. Композиторы:
1. Мусоргский. 2. Скрябин. 3. Шопен.
VI. Артисты:
1. Комиссаржевская. 2. Мочалов».
https://rg.ru/2018/07/17/rodina-pamyatniki.html
См. также здесь:
http://kvistrel.su/publ/glavnye_temy/2_avgusta_1918_publikacija_spiska_lic_koim_polozheno_postavit_monumenty_v_g_moskve_i_drugikh_gorodakh_rsfsr/1-1-0-123
Г.С.: Имя художника Рублёва в луначарском списке памятников меня удивило. Хотя, если вдуматься, ничего удивительного здесь нет. Поскольку не об укреплении веры заботились советские просветители, включив иконописца в этот список, но борясь с ней. Так борются с верой музеи и прочие собиратели икон. По сути, это то же иконоборчество, когда иконы заточаются в художественных галереях вроде Третьяковки. Также с памятником Рублёву. Самый способ сохранения памяти посредством установления памятника ― языческий. Вот как об этом говорит архиепископ Никон (Рождественский): «Памятники-статуи не отвечают нашему русскому народному мiросозерцанию, нашим народным идеалам. Православная Церковь не приняла ваяние в качестве церковного искусства: она только терпит его как исключение из общего правила. Ваяние слишком напоминало христианину первых времен культ языческий, языческих идолов, которых так ненавидели христиане; оно, воплощая идею, недостаточно способно было одухотворить ее, слишком, так сказать, оплотеняло её…».
http://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-o-state-episkopa-nikona-2/

[4] Стал апостолом после своей смерти? А разве так можно?

Заметки на полях

  • Пенза

    «…свою пророческую весть» (митр. Иларион (Алфеев)). Так бы сразу и сказал. Нострадамусы тем и отличаются от пророков Божиих, что у первые «свои пророческие вести», а у вторых — Божии.

  • Тверь

    Спасибо Вам, отец Георгий, за такую актуальную статью. К сожалению, Вы правы. И после речи митрополита создаётся впечатление, что Ф. М. Достоевский неофициально уже как бы причислен к пророкам и апостолам. Правы и в том, что он выдумал СВОЕГО Христа, не Евангельского. Ещё думаю, что ожидать Царствия Божия на земле до Второго Христова Пришествия — как минимум утопия, наивный помысел, а как максимум — ересь, особенно зная о событиях Апокалипсиса (прошу извинить за слегка примитивное изложение моих мыслей). Но , может быть и сам Достоевский не хотел бы быть тем, что из него сделали. А также есть надежда на то, что митрополит Иларион говорил образно, называя писателя пророком и апостолом. Но тогда возникает вопрос: насколько же далеко может зайти образное мышление? Тенденция подмены продолжает своё развитие не только в мире, но иногда и в Церковной среде.
    « Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

  • Рыбинск

    Достоевский пророк?
    Господи, спаси нас от таких пророков!
    Пусть он талант, но не пророк же!
    Спасибо отцу Георгию за просвещение нас, грешных!

  • Отец Георгий, отец Роман тоже благодарит Вас за правду и мужество!

  • Одинцово

    Отец Георгий, большое спасибо за статью ! Вы подметили очень интересные моменты, про бесов, которые выбрали Достоевского для того, чтобы войти к нам , в мир реальный .. я люблю творчество Достоевского, я задумывалась тоже, не является ли то, что описал писатель в Бесах, руководством к действию … но скорее нет, он хотел, наверное, показать другим их замыслы..

  • Хомо советикус (и еретичествующий митрополит в том числе) молятся на литературу и культуру, потому что разного рода писатели олицетворяют их печальное состояние умов. Подобное льнет к подобному. Россия никак не может выйти из советской эпохи, где литературой, идеологической пропагандой и интеллигентно-гуманистическим словоблудием заменяли «религию». У них вместо Бога — Родина, вместо Церкви — политбюро, вместо святых отцов — литераторы, вместо молитвы — поэзия маяковских, есениных и пастернаков.

  • Тотьма

    Спасибо, отец Георгий. Я любила читать Достоевского, в том числе дневники и письма, но «Бесов» никак не решалась прочесть. Так и остался роман непрочитанным. А сейчас уже и совсем не до него, во время поста прежде всего хочется где-нибудь во святом месте уединиться и несуетно поговеть. Слава Богу за всё.

  • Спасибо. Спасибо, на вашем сайте можно прочесть столько нужного и важного. Я не говорю о стихах о. Романа, это само собой тут. Но какие правдивые суждения, отличные от обычных, можно узнать.

  • МО

    «Так бы сразу и сказал. Нострадамусы тем и отличаются от пророков Божиих, что у первые «свои пророческие вести», а у вторых — Божии».

    А.С. Пушкин:
    Душа моя Павел,
    Держись моих правил:
    Люби то-то, то-то,
    Не делай того-то.
    Кажись, это ясно.
    Прощай, мой прекрасный.

    «Держись моих правил…». А почему не Божьих? Самый размер стиха ждёт этого слова ― держись Божьих правил, и для христианина, дающего советы ребёнку, оно прежде всех должно бы прийти в голову. Пушкину не пришло….

    Этот стишок — всего лишь шутливое обращение к отроку, а я требую от Пушкина изложения заповедей Ветхого и Нового Заветов? А вы знаете, читатель, каким было содержание «моих правил»? Уже взрослым Павел Вяземский вспоминал: «Он [Пушкин] учил меня, что в этом деле не следует останавливаться на первом шагу, а идти вперед, нагло, без оглядки, чтобы заставить женщин уважать вас… Он постоянно давал мне наставления об обращении с женщинами, приправляя свои нравоучения циническими цитатами из Шамфора». (Из книги А. В. Лукьянова «Был ли Пушкин Дон Жуаном?»).
    См. Николя де Шамфор: цитаты, афоризмы и высказывания (citaty.info)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа