col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Максимов. Как избавиться от страсти к спорам?

Спор­ли­вость — это при­страс­тие к спо­рам, по­рож­да­е­мое же­ла­ни­ем не­пре­мен­но на­сто­ять на сво­ей точ­ке зре­ния. За­час­тую оно отрав­ля­ет от­но­ше­ния меж­ду людь­ми, а по­рой при­во­дит и к тра­ге­ди­ям. Так что и с жи­тейс­кой точ­ки зре­ния ни­че­го хо­ро­ше­го в этом нет, а с ду­хов­ной точ­ки зре­ния тем бо­лее. Пре­по­доб­ный Ам­вро­сий Оп­тинс­кий го­во­рил, что «в ду­хов­ной жиз­ни нет ни­че­го вред­нее спор­ли­вос­ти. Из че­ло­ве­ка, ко­то­рый за­ра­жен спор­ли­востью, вряд ли вый­дет толк».

Спорливость проистекает из гордости, а именно, из того, что человек убежден, во-первых, что его мнение самое верное, а во-вторых, что он может и должен исправлять других людей. По словам апостола Павла, гордый человек ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры… Удаляйся от таких (1 Тим. 6:3).

Немало о страсти к спорам говорили и святые отцы.

Преподобный Авва Исайя призывает: «Не люби споров, чтобы не вселилось в тебя вселукавство. Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла. Всё, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого. Эта страсть ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой нрав, что она не может видеть света честности».

Преподобный Ефрем Сирин наставляет: «Будьте уступчивыми друг другу и не заводите споров о том, что ни для чего не полезно».

Святитель Григорий Богослов предупреждал: «Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собой победу с пользой, нежели победить со вредом».

Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что «поскольку малые причины воспламеняют нередко великие войны, то советую тебе не ввергать искр любви к спорам. Ибо возбужденные споры искореняют в душах разногласящих все прекрасное».

Мне запомнился такой случай. Я был как-то в одном монастыре как паломник, и чуть позже меня приехали вместе две женщины, судя по всему, подруги или родственницы. И вот вышла монахиня встречать их, принесла чай, угостила, мне тоже чая вынесли. Матушка спросила женщин, как они добрались до монастыря, все ли хорошо было в дороге. Они стали воодушевленно рассказывать, как они ехали, но вот одна женщина говорит: мы приезжали там-то, и видели дом с красной крышей. А ее подруга поправляет: да нет, он с серой крышей был. Та ей: ну как же, я видела своими глазами, дом был с красной крышей!

И вот они начали спорить – сначала вежливо, а потом все ожесточенней и наконец разругались в пух и прах, при нас, посторонних людях, в святом месте — просто не будучи способными удержать себя от спорливости.

И тогда я увидел прямое воплощение слов преподобного Исидора о том, что спорливость изгоняет из души все прекрасное. Казалось бы, ну уступи ты, какая разница, в конце концов, какого цвета там была крыша? Но человек не может уступить, и мы понимаем, почему: из-за гордыни.

Есть, конечно, темы, в которых нельзя уступать: например, если нам предлагают ересь, или в случае других принципиальных вещей, когда речь идет о спасении жизни человека и так далее. Но это бывает довольно редко. Да и когда мы спорим с еретиком, тоже не должно быть споров, скажем так, «до белого каления». Достаточно засвидетельствовать истину, и если человек хотя и не соглашается, тем не менее, готов слушать истину, можно с ним разговаривать. Если же человек, как говорил святой Антоний Великий, явно противится истине, то не нужно с ним продолжать спорить. И с тем, что он говорит, разумеется соглашаться не нужно, но и пытаться его непременно переубедить смысла нет. И в этом я тоже имел несчастье убеждаться на личном опыте.

Конечно, повторюсь, бывают такие принципиальные моменты, когда не нужно соглашаться на ложь, не нужно уступать лжи, но подавляющее большинство наших споров вовсе не из-за таких моментов. Люди часто спорят о том, что вообще не имеет принципиального значения для их жизни.

Конечно, от такой спорливости нужно избавляться. Но как?

Прежде всего, стоит напоминать себе те слова святых, которые были приведены выше, и вспоминать их особенно тогда, кода чувствуется зуд вступить в спор. Нередко человек, одержимый спорливостью, влезает даже в споры других людей, когда его никто и не спрашивает. И вот за этим нужно следить. Если нас даже не спрашивают, а кто-то что-то между собой говорит, а нас вдруг изнутри что-то подмывает непременно «вставить свои пять копеек», то нужно себя одергивать.

Также и если с нами кто-то в разговоре сказал что-то по непринципиальному вопросу и нас подмывает начать спорить, нужно одергивать себя. Если это не помешает ему войти в Царствие Божие, пусть он остается с тем мнением, которое у него.

Ну а если речь все-таки заходит о принципиальных моментах? Если есть такая возможность, то лучше дать заблуждающемуся человеку поясняющий материал из интернета, найти статью по этой теме или видео. Лучше так сделать, чтобы не питать свою спорливость под предлогом того, что мы якобы спасаем кого-то там от погибели.

Наша спорливость только и ищет повода для того, чтобы себя проявить. Но если мы даем человеку материал по теме, то в этом же случае мы не оказываемся равнодушны к заблуждающемуся, но при этом предлагаем ему смириться не перед нами, а перед тем словом истины, которое есть в том материале.

Но, допустим, не всегда это возможно — искать материал. А вопрос принципиальный. Что ж, засвидетельствовать истину нужно, но стараясь не вдаваясь в дальнейшие споры. Апостол Петр говорит: будьте всегда готовы всякому, спрашивающему у вас отчет о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15). Заметьте: с кротостью. Не сказал: с гордостью, с превозношением, со спорливостью. Если можешь ответить с кротостью, то отвечай. А если не можешь, то лучше скромно отправь к тому, кто может.

Если начинаются нездоровые споры, то в них не стоит участвовать под предлогом того, что мы якобы так свидетельствуем о вере. Я и сам в прошлом по глупости в такие споры влезал, и убедился, что ни к чему хорошему они не приводят.

Это духовный вопрос. Ради чего мы говорим? Ради Христа? Действительно? Вот когда нас подмывает вступить в какой-то спор, стоит спросить себя: я это хочу сказать ради Христа? Это угодно Христу? И если сердце подсказывает, что да, то, помолившись, нужно один раз сказать, а дальше оставить человека самого принимать или не принимать сказанное, уклоняясь от бесконечных пустых словопрений.

Ну и особенно нужно прекращать разговор, если мы чувствуем раздражение. Даже самые правильные слова, сказанные с раздражением, ни к чему хорошему не приведут.

Если не подкармливать в душе своей страсть спорливости, то со временем она издохнет и не будет более отравлять наши разговоры. А если, наоборот, ее откармливать, то, как и любая другая страсть, она завладеет нами. И как бы не пришлось тогда говорить: «горе мне, что родился я человеком, который спорит и ссорится со всею землею! …все проклинают меня» (Иер. 15:10).

Иерей Георгий Максимов
10 октября 2020

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Спасибо отцу Георгию за очень интересную, поучительную и правильную статью!
    Действительно, зачем спорить и ссориться со всею землёю! А уж о таких вещах — какого цвета крыша — вообще глупо!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок