col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Диакон Андрей Кураев о десятилетии патриаршей интронизации

Владимир Путин выступил на торжественном собрании, посвященном десятилетию Поместного Собора Русской Православной Церкви и патриаршей интронизации. Празднования будут проходить несколько дней, сейчас патриарх встречается с делегациями Поместных Православных Церквей, которых из-за раскола на Украине будет меньше (по словам Путина, «раскол» — это не имеющий к вере проект).

Зато за эти десять лет увеличилось число новых больших храмов, красивых монастырей, увеличилось и количество духовенства, расширились церковные бюджеты, Русская Православная Церковь получала в свое распоряжение исторические памятники, музеи, что нравилось далеко не всем. Впервые в истории глава Русской Церкви встретился с папой римским, в 2016 году патриарх попытался наладить диалог с Католической церковью, за что часть верующих обвиняет его в экуменизме, а раскол на Украине, по их мнению — это расплата за предательское подписание экуменических документов.

В это десятилетие Русская Православная Церковь начала широко праздновать даты, связанные с Николаем II, чего ранее патриархи избегали, но так и не пришла Церковь к согласию по вопросу царских останков. Патриарх Кирилл даже прилетел на частном самолете в Екатеринбург, чтобы пройти Крестным ходом с паломниками, правда, единение с народом было условным — его окружало плотное кольцо охраны.

Оценить это десятилетие в истории Русской Православной Церкви можно будет только через много лет, считает диакон Андрей Кураев. Об этом он заявил Накануне.RU.

«У наших патриархов есть традиция — они в среднем правят по 20 лет, из которых первые десять лет это время более-менее активной работы, а затем десятилетие старения и увядания, время «временщиков», которые приходят и от имени стареющего патриарха управляют церковью. Так было с Алексием I, так было с Пименом, так было с Алексием II. Сейчас опасная черта, когда патриарх Кирилл входит во второе десятилетие, и дай Бог, чтобы он оставался таким активным и живым, каким он был первое десятилетие своего правления».

Отец Андрей Кураев вспоминает, какой Русская Православная Церковь подходила к концу правления Алексия II, что ожидания от нового патриарха были очень большими. Церковь нуждалась в обновлении, внутренней модернизации, говорит отец Андрей: «Нужно было обратиться к людям, к молодежи, отказаться от бесконечного строительства, от сбора денег, просто повернуться к людям лицом, улыбнуться, перестать все вокруг проклинать, быть с людьми вместе».

Диакон объясняет, что это было необходимо, прежде всего, для того, чтобы вытащить Россию из демографической ямы, найти общий язык с молодежью. И оставалась надежда, что патриарх Кирилл сможет все изменить. Эксперт вспоминает, как он принимал у себя в Даниловом монастыре русских рокеров, того же Константина Кинчева, Юрия Шевчука, он отмечает, какие интересные разговоры велись. К сердцам молодежи путь шел через открытость и некоторую простоту в общении.

«Но вот затем началось какое-то жуткое «бронзовение». Во-первых, он стал уходить от нормальных открытых интервью, принимать только угодных журналистов, вопросы у которых уже расписаны и только комплиментарно. На так называемых встречах с молодежью тоже все вопросы заранее согласованы. Ну и дальше – вертикаль власти, то есть патриарх сделал ставку на укрепление своей власти в церкви, власти епископата, а не на пробуждение народных сил, пробуждение этой активности», – считает диакон.

И плюс к этому, отмечает эксперт, имидж патриарха Кирилла оказался очень сильно подпорчен скандалами, которые его сопровождают: нескрываемое, демонстрируемое стяжательство и апология этого стяжательства.

«Все эти часы Breguet, яхты и так далее. Читаю старый журнал Московской Патриархии, сообщение – патриарх Алексей I прибыл на отдых в город Сочи и с вокзала отбыл на свою дачу. То есть еще тогда у патриарха всея Руси была своя дача в Сочи, тогда вопрос – где она? Почему патриарх Кирилл строит себе новую дачу в Геленджике, и строительство сопровождается страшными скандалами? Усталость уже у всех – и у чиновников, постоянное выспрашивание денег, не просто просьбы, а давление административным ресурсом. И вот поэтому я думаю, что результатом этого десятилетия будут не только построенные храмы, а будет это ощущение усталости, которое, как сжатая пружина, потом сработает», – говорит отец Андрей.

Елена Рычкова
Накануне.RU
1 февраля 2019

Заметки на полях

  • Диакон Андрей Кураев «славен» своими протестными высказываниями.
    Что понимать под «стяжательством»? Дарёные часы на руке патриарха Кирилла? Или его лично мнимые «нефтяные доходы»? Или его «личную дачу» на морском побережье?
    И почему после того, как патриарх заявил во всеуслышание «РЕВОЛЮЦИЯ — ЭТО ВЕЛИКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ», нападки на него со всех сторон не вдруг усилились? Где сокрыты эти пружины, которые выталкивают наверх левых и правых, западников и прозападных?
    Усталость у мирян от того, что в Русской Православной Церкви нестроение. Набирает силу ересь «православного социал-коммунизма». Критиканы больше обращают внимание на специально раздуваемые «скандалы». А почему ни слова о 6000 тысячах социальных проектов, которые осуществлены или запущены при содействии РПЦ в последние 10 лет? Ведь по сути она не имеет сверхдоходов чтобы строить и обновлять храмы и монастыри, содержать приюты для детей и обездоленных, проводить всевозможные мероприятия направленные на утверждение веры православной.
    Есть время активных действий, но есть и время видимого покоя, когда сделанное закрепляется спокойной и уверенной работой.

  • Зачем печатать мысли человека, который и в схождение Благодатного огня не верит? Не могу и не хочу судить деятельность Патриарха Кирилла. Патриаршество — это тяжкий Крест, который он прекрасно осознает. От чего действительно устала, так это от обсуждения обсуждений о его часах, квартирах, дачах и тому подобное.. Мне кажется, мы далее малую толику не знаем того, на что приходится отвечать современной Русской Православной Церкви, в лице Патриарха Кирилла. Это не XIX век, и даже не XX. И все сейчас прекрасно поняли, глядя на Украину, что вся эта любовь между правительством и Церковью была и всегда будет фикцию. Да, есть у него охрана. Это по приказу Путина. Видимо, не просто так.

  • Анна, конечно, это очень тяжкий Крест, и, наверное, отец Андрей тоже это понимает. Но он считает нужным сказать и о том, что «портит имидж». Ведь и Вы сейчас рассказом об «обсуждении обсуждений» подтвердили, что портит… Главное, чтобы обсуждение в осуждение не переходило.

  • Самый тяжёлый крест- испытание властью. На сайте есть проповедь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о Иерихонском слепом, где об этом говорится. Дай Господи сил и мудрости нашему Патриарху Кириллу пройти этот наитруднейший путь!
    Согласна с о. Андреем (Кураевым), что наступает «время «временщиков», которые приходят и от имени стареющего патриарха управляют церковью». То, с каким размахом отмечают десятилетие патриаршей интронизации не сопоставимо с ситуацией в Русской Православной Церкви. Я имею ввиду события: в Украинской Православной Церкви; движение «непоминающих», когда целые приходы ушли за батюшками.
    Я знаю слова из Евангелия, -«Лето Господне», но я не понимаю слова, увиденные на канале «Спас», — «Лето Патриарха». Может быть кто-нибудь объяснит? Слава Богу за всё!

  • Прошу прощения, но уж не модернисту и рок-проповеднику о. Андрею Кураеву обсуждать и осуждать. Пусть начнет с себя. А то ощущение, что вся молодежь России заключается у него в русских рокерах.
    Что стоит только высказывание о. Андрея: «Если бы я стал настоятелем какого-нибудь храма, храм мой был бы наверное студенческо-молодежным… Но я бы ребят держал в ежовых рукавицах. Ведь у церкви есть своя символика цветов, у каждого праздника свой цвет: на Пасху – красный, на Успение – белый, на Троицу – зеленый. Поэтому я и сказал бы: «Вот, тусняк, слушай сюда: хайр красить в цвет праздника!».
    https://obzor.westsib.ru/article/145382

  • Зачем тут помещаете Кураева. Все слова этого человека насквозь пропитаны ложью, как пропитан жиром наваристый суп из баранины.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.