col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Андрей Канев. О поминовении на Литургии

Действительно ли поминовение на Литургии – это так серьезно? В чем его смысл? Всем ли это полезно? Можно ли этим поминовением нанести вред душе? Кого поминать, кого не поминать? Для того чтобы найти ответы на эти недоумения, давайте обратимся к святоотеческому наследию.

Вопрос: для чего на проскомидии вынимаются частицы за людей? Какая в этих частицах польза для человека?

Святитель Симеон, митрополит Солунский:

«До нас дошло учение от древних Отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник!» «Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 349-350).

Вопрос: Если поминовение на Литургии приносит столько пользы: оставление грехов, защиту от скорбей, значит, нам необходимо всех наших родных и знакомых записать на поминовение, поскольку мы желаем им добра.

Всем им нужна помощь Господа, даже если они этого не понимают. Правильно ли это?

Преподобный Лев Оптинский:

«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Вопрос: Получается, что человек не верующий во Христа не должен поминаться на Литургии. А как же мы – простые христиане, которые ходят в храм, исповедуются, но, тем не менее, грешат. Нас можно поминать в этом священнодействии?

Святитель Симеон, митрополит Солунский:

«Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократный опыт» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 351).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

«Для принимающих (Причастие) с верою достойно оно служит во оставление грехов и в жизнь вечную и в соблюдение души и тела; а для причащающихся с неверием недостойно — в наказание и кару» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 13. О святых и пречистых таинствах Господних. – Москва, 1992).

Вопрос: По милости Божией кающийся христианин получает в поминовении пользу, а получает ли ее человек крещенный, но живущий без понятия о вере, покаянии, грехе, страстях. Принесет ли ему пользу приношение на проскомидии?

Святитель Симеон, митрополит Солунский:

«Ежели кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы <…>

Сколько полезно тому, за кого приносится эта жертва, когда он живет достойно христианскому званию, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо христианина, и близ Божественного Хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 350).

Вопрос: Благодать – это несомненная польза душе?

Св. праведный Николай Кавасила:

«Благодать освящает нас чрез Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред». (Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, изъяснение Божественной Литургии», гл. 34. – СПб., 1857).

Вопрос: Есть ли критерий, по которому мы можем сделать вывод, что человек отпал от Церкви, и его нельзя поминать на проскомидии?

Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Явным же признаком того, что человек обнажен от благодати святого Крещения служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами.

И сколько у нас таких несчастных, которые тем несчастнее, что не сознают и не чувствуют своего бедственного положения?! А между тем видим, что некоторые из них доходят до такого безумия, что дерзают причащаться пречистого Тела и бесценной Крови Христовых. Какое бесстыдство и самозабвение!

Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в онь сатана (Ин. 13:27). (Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово тридцать третье к причащающимся Божественных Таин. – И кто причащается недостойно. – М., 2006. – С. 400).

80 правило 6 вселенского Собора:

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Вопрос: Будет ли полезно поминовение на проскомидии для человека умершего и не успевшего раскаяться?

Преподобный Паисий Величковский:

«Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается.

Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствуюшему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (См.: 1 Кор. 11:29). <…> Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» (Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. – Минск, 2006. – С. 276-277).

Вопрос: Какова мера ответственности священнослужителя в деле литургического поминовения людей?

Святитель Симеон, митрополит Солунский:

«Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению.

От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 351).

* * *

Дорогие братья и сестры! Поминовение на проскомидии оказывается не простой приходской требой, а высшим и ответственным делом, связанным с Таинством Причастия, способным очистить от греха кающегося христианина и наказать нераскаянного грешника. Христиане должны уважать свободу другого человека и знать свою веру, чтобы в благом порыве не навредить ни себе, ни другим. И если человек не просил о себе молиться как о верном, то мы и не должны этого делать. Для помощи таким людям есть молебны – как совместное церковное обращение к Господу. Таким образом, даже невоцерковленные христиане не выпадают из сферы внимания Церкви, которая молится о них в свое время.

В любые Таинства и обряды бездумно лезть, действительно, опасно. И Крещение, и Венчание, и освящение квартир имеют реальные духовные последствия.

Недоумения, касающиеся проскомидии, вскрывают целый пласт серьезных проблем: они связаны не только с практическим вопросом «кого поминать, а кого нет», но с нашим отношением к святоотеческому учению о спасении. Постоянно нам хочется духовные проблемы решить побыстрее и полегче. Но ведь если мы примем истину, то будем и к своей жизни более глубоко и серьезно относиться, чего и хочется пожелать читателям.

Протоиерей Андрей Канев
Журнал «Православный вестник», №2 (100)
13 апреля 2011

Заметки на полях

  • Этот протоиерей немного странные вещи пишет. Что говорил о. Иоанн Крестьянкин своим прихожанкам — венчайтесь со своими мужьями. И не оговаривался о духовных последствиях. Сейчас почитала — какие у него порядки — оглашения, катехизаторы, крещальная литургия. Все это похоже на некую организацию господина Кочеткова. Модернизм.

  • Наталья, отец Андрей в этой статье почти ничего не говорит от себя — только приводит высказывания святых отцов. Модернизму присуща как раз «широта» взглядов, а не строгое следование учению Церкви. Автор призывает более серьезно и внимательно относиться к своей церковной жизни, в том числе и к Венчанию — вряд ли отец Иоанн (Крестьянкин) был бы против.

    Еще один материал на близкую тему: Иерей Николай Сушков. Виртуальное христианство.

  • Уважаемый редактор. Модернисты бывают разные. В одной из близлежащих церквей известный мне священник , пришедший из мира, сказал мне, что мне нельзя венчаться с моим крещеным, носящим крест, и не хулящим Бога и святыни, мужем, потому что он якобы человек не церковный, а венчаный брак, это для церковных людей. Я была в шоке от такого высказывания и поехала к другому батюшке, а батюшка из потомственной духовной семьи священников. Так вот этот батюшка пришел в полное недоумение от сказанного первым и сказал что для венчания достаточно покаяния мужа и причастия. Ведь надо же когда-то начинать жить с Богом. Вот так муж и пришел к своему первому покаянию и причастию. А после мы венчались. Послушайся я первого — так и жили бы. Так что я не на пустом месте написала свой комментарий. И, конечно, узнала, что у этого автора на приходе. А на приходе у него перегибы, и неслабые, простите.

  • Наталья, вот единственные слова о Венчании в этой статье: «В любые Таинства и обряды бездумно лезть, действительно, опасно. И Крещение, и Венчание, и освящение квартир имеют реальные духовные последствия». Что бы ни происходило у автора на приходе, с этими словами трудно не согласиться. И Крещение, и Покаяние, и Причастие, и Венчание накладывают на нас определенные обязательства. Вы и сами, наверное, знаете, что венчаются часто из моды (а через год разводятся), каются, причащаются — но живут, как прежде. Становятся крестными исключительно из дружеских чувств к родителям ребёнка, даже не собираясь вести крестника ко Христу. Некоторые даже крестятся повторно, чтобы, как они думают, смыть накопившиеся грехи и начать всё «с чистого листа». Как сказано в одном стихотворении иеромонаха Романа, «Чада мiра, чада мрака // В Православие играют».

  • Я не хочу спорить. И в советские времена были батюшки, которые не разрешали писать в записках крещеных, но не ходящих в церковь родственников. Именно потому Иоанну Крестьянкину и задавали эти вопросы в письмах. И вот его ответы.
    «Непременно, пока Вы живы, молитесь за своих родных, которые были крещены. Мы не будем предвосхищать суд Божий. Господь один знает обстоятельства жизни каждого, а самое главное — зрит сердце каждого. Он и суд изречет в свое время.

    А пока отдавайте свой дочерний долг родителям и долг любви своим близким в молитвенной памяти о них. Молитва Ваша не останется без ответа. Подавать на литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу.»

    «Поминать крещеных людей мы должны, ибо они получили в крещении печать дара Духа Святаго. Мы не можем выносить о таких людях суд ранее суда Божия, а внутреннее зрит один Господь. — Как они жили, чем жили, чьи молитвы держали их в этом мире? Церковь молится обо всех, и если за гробом нет покаяния, то еще до Страшного второго пришествия Господня есть для таковых помощь в молитве Церкви по предстательству близких. Разве можем мы с Вами отказать в помощи страждущим?»

    Такой подход мне кажется более милосердным. А категорический подход лишает людей надежды.

  • Тоже не хочу спорить. Пусть слова святых отцов и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) говорят сами за себя.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!