col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков). На лекции

Автор этого письма митрополиту Вениамину, — та же женщина, о которой он написал заметки «Хорошая» и «Кощунник». В заметке «Кощунник» говорилось о том, как она, защищая веру, набросилась с палкой на старика-еврея, хулившего Христа, чем вызвала сначала похвалу, а потом порицание митрополита Вениамина: он произнёс проповедь о том, то ревность должна быть «без раздражения». В этом письме она рассказывает митрополиту о том, как защищала веру уже одним только словом.

«Я хо­чу рас­ска­зать Вам о лек­ции.

Сей­час в го­родс­ком са­ду про­во­дит­ся “Цикл лек­ций на те­му: на­уч­ный ате­изм” — по К. Марк­су и Эн­гель­су.

Я не хо­те­ла пой­ти: бо­я­лась, что ме­ня это оскор­бит и рас­стро­ит. Но нет: на­прас­но бо­я­лась. Я да­же по­лу­чи­ла удов­лет­во­ре­ние: до ка­кой сте­пе­ни не­ос­но­ва­тель­ны, ни на чём не обос­но­ва­ны без­бож­ные “до­ка­за­тельст­ва”. Всё — голословно. И как это бросается в глаза! Чувствуется собственная их неуверенность в себе. К. Маркс как еврей ненавидел — не религию вообще, а именно, — христианство. Он говорил: “Христианство — зло!”

Никакого Христа — не было, это — доказано, говорят они. Кто-то в публике крикнул:

— Чем?

— Это — миф, — ответила лекторша. — Как утверждают, это было около двух тысяч лет назад. За такой давностью утверждающим не на что опереться!

Я подала записку: желаю говорить.

— Христос жил две тысячи лет тому назад. Это совсем не такая давность, чтобы нельзя было верить. Геродот жил ещё пятью столетиями раньше: но ни его существование, ни его труды не вызывают доверия. А Гомер? — такая давность, что неизвестно даже: к какому времени относится его жизнь? Был ли он историческим лицом? Написал ли он обе поэмы? Во всём этом ещё в древности начали сомневаться; и поныне не пролилось света на эту затемнённую неизвестностью личность. И здесь вы (то есть лекторша. — М. В.) не говорите, что это — миф. Христос же историческая личность: Его видели и знали; и те, кто видел, и знал, и уверовал в Него; и те, кто не уверовал. Записали о Нём всё, что знали, видели и слышали. О Нём говорится в еврейских книгах, в Талмуде. И до сих пор весь мир верил, знал, что это не миф. Что же? Значит, весь мир ошибался, был слеп, как кроты? И только теперь, по прошествии двадцати веков, узнали и доказывают, что без доказательств, что ничего этого не было?

Дословно я этого не помню; но приблизительно, — а местами и точно, — так.

Подаваемые записки обычно не лектор читает, а кто-либо другой. Если бы же он сам читал, то не прочёл бы. На этот раз попросил ещё раз прочитать записку. И… не сумел ответить.
Вы бы, конечно, лучше и больше меня сказали. Я даже пожалела, что Вас здесь нет».

P.S. Я бы на иную точку зрения встал.

а) Почему мир пошёл за Господом Иисусом Христом?

И преимущественно бедные люди (1 Кор. 1: 26-28).

Господь не соблазнял их богатствами; наоборот.

б) И сейчас, — подобно как и в первые три века, — люди готовы и жизнь за Христа отдавать. Почему же?

в) Говорить бы нужно ласково и смиренно: так было бы больше пользы!

г) И их нужно жалеть: несчастные они! бедные!

д) Почему люди не верят? И т.д.

Из «Записок архиерея»

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Коммунисты не признавали Христа, уничтожали Храмы и святые иконы. Однако в грозные годы Великой Отечественной войны не раз прибегали к защите Царицы Небесной!
    В январе 1942 г., когда немцы подошли вплотную к Москве и России угрожала неминуемая гибель, в столице немедленно были открыты семь церквей (в 1939 г. были закрыты все). И все уцелевшие московские священники во главе с патриархом Алексием отслужили молебен и совершили крестный ход вокруг Красной площади с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, прося у Бога Богородицы милости и помощи.
    И что же произошло? Во время крестного хода в Москве и Подмосковье вдруг ударил небывалый мороз, и отборные, специально подготовленные фашистские войска просто замёрзли.
    Господь и Пресвятая Богородица помогли русским людям отогнать врага и от осаждённого Ленинграда. Люди осаждённого города умирали от голода. тогда вынесли из Владимирского собора Казанскую икону Божией Матери и пошли крестным ходом. И произошло невероятное. Гитлер изменил свои планы, хотя немцам не представляло большого труда войти в город, люди которого были измучены и истощены. Враг был отброшен.
    После Ленинграда Казанская икона Божией Матери начала своё шествие по фронтам.В Сталинграде перед ней шла непрестанная служба.
    Перед штурмом Кенигсберга, когда русским войскам грозило страшное поражение, священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой.Внезапно стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал и наши войска начали общий штурм города — с крепости, с суши и с моря. Враги гибли тысячами.
    Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым штурмом русских в небе появилась Боголепная Жена, Которая была видна всей немецкой армии, — и у всех вражеских солдат одновременно отказало оружие.
    И всё это происходило на глазах у коммунистов. Вроде яркое доказательство того, что Бог существует.И не понятно, почему после войны снова начались гонения на Церковь?! И вырастили не одно поколение безбожников.

  • Нижний Новгород

    И все-таки хочется понять: вера нуждается в защите или нет? И от чего ее нужно защищать? И какую веру? Если имеется в виду вера как учение, то, наверное, она нуждается только в защите от ереси. Но палка тут вряд ли поможет. А если речь о вере, которая живет в душе, то – тем более. Ее можно защитить, то есть не позволить себе впасть в безверие, только собственными стараниями и с помощью Божией.

  • Нижний Новгород

    В первые века христианства, наверное, было много хулителей веры. Неужели первые христиане набрасывались на них с кулаками и палками?

  • Когда-то читала книгу церковного историка В. Антонова «Петроград — Ленинград. 1920-1930-е. Вера против безбожия», где говорилось, что на самом деле люди выходили на защиту Храмов, а священники (по крайней мере, некоторые) увещевали их не противиться властям. Апостол Пётр в Гефсиманском саду вынул меч и отсёк ухо рабу первосвященника, но потом по слову Христа вложил меч в ножны. В то же время это проявление, казалось бы, мужества не помешало Петру в ту же ночь от Христа отречься. Мне кажется, это очень сложный вопрос. Обычно в жизни стоит заступиться за другого (нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя), а если ударили тебя самого, подставить вторую щёку. Должны ли в вопросах защиты веры действовать другие правила? Конечно, если бить хулителя палкой «в состоянии аффекта» — и в грех впадёшь, и будешь смешон. Но стараться защищать свою веру словом, уповая при этом на Господа, мне кажется, правильно. Иначе кощунники заполонят всё вокруг — хотя бы в том же искусстве.

  • МО

    Коммунисты отвергали любую религию, а не только христианство. Радикальный большевизм онтологически не воспринимал ничего, кроме атеизма. Русская Церковь окончательно не была уничтожена, лишь благодаря начавшейся войне с Германией. Церковь коммунисты использовали для поднятия патриотического духа народа. Ещё один момент, на оккупированных немцами территориях Храмы открывались и возобновлялись богослужения. Вспомните к/ф «Поп».

  • МО

    «И не понятно, почему после войны снова начались гонения на Церковь?! » Всё вполне понятно, уважаемая Нина. Война кончилась, патриотическая пропаганда вновь сменилась на атеистическую. Церковь сократили до легкоуправляемых размеров, для дальнейшего использования в международной деятельности. А наиболее активным пастырям по 10 лет лагерей за антисоветскую агитацию, японский шпионаж, монархическую пропаганду и т.д.

  • Нижний Новгород

    Мне кажется, что вера (как учение) от кощунников не пострадает. Она же не станет от их хулы менее истинной. От них страдают сами верующие, которых оскорбляют попытки хулителей обесценить то, что им дорого и во что они хотят верить. Вот и женщина эта призналась, что не хотела пойти на лекцию, так как боялась, что сказанное там оскорбит ее (не веру) и расстроит. И все же зачем-то пошла. К счастью, на этот раз аргументы противников оказались слабыми и не оскорбили, а только повеселили её. Но, если бы они оказались сильнее, то вполне вероятно, что от собственного бессилия им противостоять, она бы вновь впала в ярость. Так, может быть, она свою собственную веру пыталась защитить в первом случае, но, не найдя достойных аргументов, учинила физическую расправу над стариком-кощунником? Может быть, стоит свою собственную веру прежде укреплять и защищать? Тогда найдутся адекватные аргументы и в защиту общей веры, а если и не найдутся — не страшно. Просто человек скажет самому себе и хулителю примерно то, что сказал отец известного подвижника, когда заезжий атеист пытался склонить его к безбожию: не слушай его сынок, я думал, что он умный, а он, оказывается, дурак. А кощунники были и будут всегда. И их будет тем больше, чем чаще будут применяться агрессивные методы защиты.

  • Рыбинск

    Конечно, бить хулителя палкой — это смешно. Но хулители без наказания не остаются.
    Купила книгу иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени». Рассказы из жизни о помощи Божией и наказаниях. Прочитала на одном дыхании.
    Вот одним рассказом о наказании и хочу поделиться.
    » Когда в селе Селявны Воронежской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную икону Спасителя на стекле. Они топтали её ногами, совали окурки в лицо Иисусу.
    — Если Ты есть, — кричал председатель, — то убей меня.
    В это время в храме было много людей.
    — Пусть он мне отрубит ноги, — кричал второй.
    — А меня пусть лишит руки, — кричал третий.
    В течение нескольких дней все трое получили всё, что просили. Один попал под дрезину, и ему отхватило ногу и половину таза (исход смертельный), другому молотилкой выбило руку, председатель умер прямо в алтаре церкви. Упал лицом вниз и был таков».

  • Нижний Новгород

    Простите, что опять возвращаюсь к этой теме, но уж больно не хочется соглашаться, что вера нуждается в защите, потому что признать это означает признать её слабость, ведь в защите нуждается слабый. И в то же время противостоять кощунникам словом, наверное, действительно нужно. Только лучше считать это не защитой веры, а защитой умов тех, кто этих кощунников слушает. И слово это должно исходить не от людей, чья личная вера еще не очень сильна, чтобы им (нам) не впасть в озлобление против кощунников (лучше их просто удаляться), а от тех, кто имеет уже успешный опыт борьбы со своими внутренними врагами веры, ну и дар слова, конечно.

  • Никто ведь в нашем присутствии не станет хулить наших отца или мать, а если и станет, мы должны попросить хулителя замолчать. Почему с верой должно быть по-другому? Или матерная брань: если в нашем присутствии матерятся, то дело ведь не только в том, что оскверняют наш слух — это мерзко само по себе, к тому же заразно.

  • Нижний Новгород

    И в случае с верой мы можем поступить так же — попросить замолчать. Только это не защита веры, а защита наших чувств и попытка пресечь безобразие. Если эта попытка не возымела действия, то дальше увещевать безобразника и вступать с ним в спор — только разжигать страсти. Зачем это нужно, и к чему хорошему это приведёт?
    С матерной бранью дело обстоит хуже: тут уже каждого второго придётся просить замолчать.

  • А мне так кажется, что, если мы просим не говорить дурно о нашей матери, то не только свои чувства, но и её защищаем.

  • Нижний Новгород

    Мы можем защитить мать, только если ей что-то угрожает. А оскорбления ей ничем не грозят. Хуже ведь она от них не станет, и честь её не пострадает от них. Пострадает честь оскорбителя и наши чувства.

  • Минск

    А как относиться к следующему? :
    «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; » (Притч. 9:7-8)

  • Нижний Новгород

    Хотя клевета на человека может повредить и ему. Но это человек. А для веры клевета не страшна. Она может повредить только тем, кто её слушает и верит ей.

  • Нижний Новгород

    Ну вот, оказывается Сам Бог нам сказал, как поступать, а мы забыли это. Спасибо, Алла.

  • Если вера не нуждается в защите, то зачем же Христос изгнал продающих из Храма (бичом, который сделал из верёвок, и не был смешон!)? И сказал… дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2: 16-17). А на свитке пророка Илии на иконах написано: Ревнуя поревновах о Господе Бозе моем (это немного переиначенные слова из 3-й Книги Царств, 19: 10).

  • Минск

    «51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.» (Лк. 9:51-56)

  • Нижний Новгород

    Наверное, прогоняя торговцев из храма, Господь защищал самих верующих, которые забыли ревность по дому Божию, раз позволили устроить в храме торжище. Можно сказать, что он защищал людей от потери веры, а не саму веру, потому что она только средство ко спасению. Он же пришёл спасти людей через веру, а не веру, как самостоятельную ценность.

  • Святитель Иоанн Златоуст:

    «Он не просто выгнал их, но и столы низверг, и деньги рассыпал, давая им из этого понять, что подвергающий Себя опасности за благочиние в доме не станет презирать Владыку дома. Если бы Он делал это притворно, то мог бы употребить только убеждение, а подвергать Себя опасностям – это слишком смело. Ведь не маловажное дело предать Себя такой ярости торжников, ожесточать против Себя невежественную толпу людей корчемных, посрамляя их и вводя в убытки: это свойственно не лицемеру, а человеку, готовому потерпеть все за благолепие дома. Потому Он не делами только, но и самыми словами Своими выражает единение Свое с Домовладыкою; не говорит: дом святой, а дом Отца Моего».

    Мне кажется, в этом случае действует тот же принцип, что и между людьми: когда оскорбляют тебя самого, нужно стерпеть (и Христос говорит: кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11: 29)), когда оскорбляют ближнего, тем более отца — заступиться. Даже если этого не требует сам ближний, этого должна требовать наша любовь. Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня (Пс. 68: 10).

    «Истинная ревность имеет основанием любовь, а ложная — тщеславие и гордость. Истинная ревность обличителя чужих пороков совершается с болью и состраданием, а ложная — со злостью и презрением.
    Исцеляя человеческую природу, христианство учит о необходимости изменить противоестественную ревность о временном и преходящем изначально присущей человеку ревностью к познанию Бога и соединению с Ним. Такая замена предполагает как желание человека, так и действие помогающей ему Божественной благодати.
    Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).
    С ослаблением ревности приходит теплохладность».
    https://azbyka.ru/revnost

  • Нижний Новгород

    Лучше говорить не о вере вообще, тем более, что мы не определились с этим понятием, а более конкретно, например, — о Боге, поскольку, именно Он, в основном, подвергается нападкам кощунников. Но ясно, что Бог в нашей защите не нуждается. В защите Его от кощунников нуждаемся мы сами, так как «злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс. 68: 10). Нам больно от того, что Его оскорбляют, потому что наша естественная и несовершенная человеческая любовь заставляет нас воспринимать злословия в адрес всех, кто нам дорог, как личное оскорбление. У нас возникает потребность заступиться. А что нужно Самому Богу от нас в этом случае? Какие наши действия будут Ему более угодны: чтобы мы, кипя праведным гневом, самоотверженно бросились затыкать кощуннику рот (словесно или физически), или с болью о его погибающей душе помолились о нем, ибо не ведает, что творит? А какое заступничество будет приятно в подобной ситуации обиженному человеку? Скорее всего — конкретная оплеуха, отвешенная защитником оскорбителю, которая успокоит его потревоженные страсти. Хотя кого-то, возможно, удовлетворит и просьба замолчать.

  • Людмила Николаевна, честно говоря, не знаю, что сказать. Можно вспомнить историю с «Пусси райот» — им же «заткнули рот», и лично я согласна с этим (хотя тягостно думать о том, что кто-то из них оказался в колонии, имея маленького ребёнка).

    Мне кажется, человеку присуще благоговейное отношение к святыне, и подавлять его не нужно, а также не нужно думать, что защита святыни — это просто защита своих собственных чувств от «оскорбления». Мне кажется, это тоже подмена. Свои чувства можно защищать по гордости, а святыню — по любви. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что, если не избавиться от гордости, не сможешь стать мучеником.

    Немного неловко рассуждать на эти темы, потому что мне, как и героине этой заметки митрополита Вениамина, часто просто не хочется идти туда, где разговоры меня «оскорбят и рас­строят».

  • Тверь

    «Молчанием предаётся Бог»
    (Св. Григорий Богослов)
    Тоже думаю, что святыню нужно защищать — по любви. Но если возможно, лучше не посещать мест, где могут оскорбить веру или святыню. Но не потому, что будет обидно, а скорее потому, что согрешить можно не только словами, исходящими от нас, но и слышанием намеренно кощунственных речей. Это моё предположение, поправьте, если не права.

  • Нижний Новгород

    Участниц группы «Pussy Riot» осудили за хулиганство, Ольга Сергеевна. И этого требовала не вера, а Уголовный Кодекс. К тому же их акция оскорбила чувства Президента, и мне что-то подсказывает, что отнюдь не религиозные. Господь же не отдал под суд торговцев, а только изгнал их из храма. Дерзну предположить поэтому, что Его целью было не наказание богохульников и даже не защита самого храма от святотатства, а защита верующих.
    «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (Мф.21:12-13).
    Прогнать торговцев из храма (так же, как прогнать из него «Pussy Riot») важно было не столько в целях заступничества за святыню, сколько в целях заступничества за самих верующих. Дом молитвы предназначен для молитвы, а не для торговли, концертов и политических акций. В доме молитвы общаются с Богом. А какое может быть общение с Ним в разбойничьем вертепе?
    Благоговейное отношение к святыне, безусловно, должно быть. Его не может не быть у верующего человека. Только, мне кажется, что думать будто в нашей защите нуждается сама вера все же неправильно. Это не означает, что нужно спокойно проходить мимо, когда при нас совершается святотатство. Если мы можем воспрепятствовать этому, то нужно это сделать, но не потому, что вера нуждается в нашей защите. Ведь, если вера в ней нуждается, то мы просто обязаны её защитить и уже не важно — какой ценой. Тогда невозможно соблюсти баланс между любовью к вере и любовью к тому, кто эту веру оскорбляет. Невозможно любить одновременно и жертву и палача. А если святыня не нуждается в нашей защите, то, защищая её, мы делаем это не для неё самой, а либо — для себя, либо — для того несчастного, который не ведает, что творит. В обоих случаях можно не набрасываться на него коршуном, стремясь во что бы то ни стало заткнуть ему рот, а попытаться вразумить. Если же это не помогло — помолиться за него и представить дело на суд Божий.

  • Нижний Новгород

    «Молчанием предаётся Бог»
    (Св. Григорий Богослов)
    Молчанье — знак согласия (поговорка из детства). А плач это молчание или нет? Если мы плачем в ответ на обиду, нанесенную Богу (а значит — и нам), то мы соглашаемся с обидчиком или нет?

  • Нижний Новгород

    Мне кажется, Наталья, что если вера нуждается в нашей защите, то мы просто обязаны идти туда, где её попирают, чтобы защитить её.

  • Тверь

    Людмила Николаевна, думаю, что затронутая тема намного обширнее и глубже, чем может показаться.
    Я тоже так думала раньше, что нужно идти туда, где попирают веру, пока один батюшка не приземлил и не объяснил, что это неправильная позиция. Конечно, если становимся свидетелями какого-то кощунства, то нужно это пресекать как можно решительнее, но зачем же специально устраивать распри? А ведь и миссионерствовать получается не у всех, многое зависит от уровня образования. Я вот, например, не пошла бы на такую лекцию, потому, что не умею выстраивать таких сложных смысловых конструкциий, как Вы. Зато каждый может проповедовать делами, это выглядит более убедительно. Как говорит апостол Павел в 1 послании к Коринфянам: « Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя?»

  • Мне тоже кажется, что нужно биться, где стоишь. Взять, например, тему абортов. Ведь, если вдуматься в неё, то это настолько ужасно, что нужно бежать на улицу с криком «Люди, что вы делаете! Остановитесь!» Или, по крайней мере, идти в те места, где это происходит, и кричать то же самое там. Но ни к чему хорошему это не приведёт. Другое дело — сказать об этом кому-то из близких людей, если он вдруг начнёт думать об этом. Но есть люди, которые пишут об этом книги, снимают фильмы, читают лекции — и слава Богу. Точно так же есть миссионеры, проповедники. Но и все мы в какой-то момент можем быть проповедниками — может, Господь даст вдохновение, даст слово. По моим наблюдениям, это бывает, когда ты сам делаешь к Нему какой-то шаг, чувствуешь Его любовь и не можешь не проявить в ответ свою — ну хоть как-нибудь.

    Лично я вряд ли смогу отдубасить кого-нибудь палкой, но мне бы очень хотелось вести себя по-христиански в подобные моменты. Ведь, если люди хулят Бога или Церковь, а ты говоришь слово в защиту, это, по крайней мере, сигнализирует о том, что не все так думают. Однажды в присутствии моей знакомой стали перемывать кости одному епископу (которого все присутствующие знали лично). Она на это сказала: «Прошу не говорить так о моём духовном отце в моём присутствии» — и вышла. Вроде бы мелочь. Но я, когда услышала об этом, зауважала её.

  • Тотьма

    Прочитала всё, и мне хотелось бы сослаться на Святое Евангелие (в толковании Александра Шаргунова). Мне кажется, что здесь есть ответы на все возникшие в данной дискуссии вопросы. Итак: «Господь никогда не оставляет Своих. Он заранее говорит, что они должны делать во времена гонений. «Будьте мудры как змии». Рассудительность и осмотрительность полезны всегда, но более всего – среди скорбей и испытаний. Воля Божия в том, чтобы христиане без нужды не подставляли себя, но употребляли все законные средства для сохранения Церкви. И будьте «просты как голуби». Будьте кроткими, научитесь любви к врагам у Того, Кто кроток и смирен сердцем, и на Кого Дух Святой сошел в виде голубя.

    «Остерегайтесь людей». Избегайте опасных общений. Будьте внимательны к тому, что вы делаете и говорите. Кто знает, что такое духовная брань, понимает, как надо быть осторожным. После того, как Господь наш предан был целованием одним из Его учеников, говорят святые отцы, нам следует остерегаться людей.

    «Не заботьтесь, что сказать». Когда христиан поведут на суды и перед правителями, они не должны заботиться о том, что и как говорить. Бог даст им слова. Ибо в тот час «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Точно так же Бог обещал пророку Моисею: «Я буду при устах твоих, и научу тебя, что говорить». Не уничижения, не даже жестоких пыток, не смерти христиане боялись. Многие из них боялись, что неумением говорить и неискусностью в защите они могут повредить вере Христовой. Но твердо обетование Божие, что если кто сподобится предстать перед судом за веру, слова придут к нему.

    И Господь утешает Своих учеников крестным утешением. «Претерпевший же до конца спасется». Этим испытаниям будет положен конец. Они могут быть долгими, но они не будут всегда. «И Бог не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13), но даст Свою благодатную помощь. Спасение будет вечным воздаянием тем, кто твердо стоит до конца. Обетование Апокалипсиса непреложно: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни».
    Протоиерей Александр Шаргунов, 13 июня 2007 г.

  • Нижний Новгород

    Совершенно согласна с Вами, Наталья, что каждый должен проповедовать веру своей жизнью. Тогда и кощунников, думаю, поубавится, по крайней мере — оскобляющих её в нашем присутствии. Потому что, согласитесь, что защита веры, исходящая из уст человека, не стремящегося жить так, как должно жить верующему, звучит фальшиво и провоцирует людей издеваться над таким человеком и его верой. В присутствии отца Романа, думаю, никому не захочется кощунствовать, разве что последнему «отморозку», но таких не так уж и много. Тоже не всегда умею выражать свои мысли, особенно — в устном общении (в письменном хотя бы есть возможность подумать и привести в порядок как мысли, так и чувства), поэтому в устные словопрения с кощунниками стараюсь не вступать (правда, среди людей моего круга общения кощунников вроде нет, хоть нет и особо верующих). Считаю, что лучше поступать так, как поступила знакомая Ольги Сергеевны, дав понять, что нужно уважать чужие чувства и чужие святыни, даже если для тебя самого они не святы.

  • Людмила Николаевна, понимаю Вас: и мне устная речь даётся гораздо хуже. В этом тоже есть какая-то неправда, ведь слово должно быть одним и тем же. Видимо, слишком большой беспорядок в уме и в сердце, не совладать с собой, когда нет возможности остановиться и подумать.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок