МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Давно известно: слово имеет Божественное происхождение. Сам Христос есть Слово, воплощённое в плоть. Но сегодня в России повсюду звучит ругань и матерная брань. Нецензурно выражаются политики, писатели, артисты, пенсионеры, молодежь и даже школьники.

Совсем мало осталось тех, кто умеет хранить чистые уста. В последние годы произошла катастрофическая инфляция слова — этого драгоценного дара Божия.

«Какое сокровище расточает человек, какой высокий дар попирает и повергает, какую могущественную и благотворную силу делает бездейственною и мёртвою или, напротив, злотворною, когда употребляет слово не для истины, правды и благости, но на празднословие, на срамословие, на ложь, обман и клевету!» — восклицал святитель Филарет, митрополит Московский.

С чистоты мысли и слова должно начинаться всякое истинное оздоровление каждой души человеческой. Вот почему так важно прочувствовать значение слова и научиться правильному отношению к нему.

Опыт и мудрость святых отцов может помочь нам в этом. Характерным моментом для всех подвижников святости и благочестия было предельно бережное, благоговейное отношение к каждому слову, каждой мысли и даже помыслу.

Святые отцы – об отношении к слову

«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12 : 37).

Как широко распространилась нынче привычка говорить много и легковесно, не от сердца, а поверхностно, словно порхая, пустозвонно и никого ни к чему не обязывающе! Но выхолощенное, лживое слово не проникает глубоко в душу, не трогает её. Святоотеческая мудрость, напротив, учит гармонии мысли, слова и действия.

«Мысль наша, — пишет святитель Василий Великий, — как скоро облечётся в звук, переносится в слове, как бы в челноке, и, переплыв через воздух, переходит от говорящего к слушающему». «На язык будь скуп, — наставляет святитель Григорий Богослов, — потому, что он весьма способен делать вред, и чем скорее его движения, тем меньше пользы». «Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, — утверждает преподобный Филофей Синайский, — и ничто так сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное».

Недаром святые отцы так ценили молчание и предостерегали от многословия. Один из них советовал ученику говорить только тогда, когда сказанное будет лучше, чем удержанное в мыслях. Известно, что в старое время часто практиковались словесные посты, а история сохранила имена великих молчальников, отказавшихся от контактов с миром.

Сквернословие – вызов добру

В Священном Писании читаем: «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости» (Сир. 28 : 20). Таким ударом является сквернословие, восходящее к миру зла, а отец зла — дьявол. Сквернословие — не просто скверные слова, это соответствующие вибрации души, изливающие мерзость в эфирное пространство. Это вызов добру, правде, любви и Самому Богу. Гнуснейшей составной частью сквернословия является матерная брань, истоки которой уходят в далёкую древность, к страшным временам татаро-монгольского нашествия. Тогда осквернение всего святого и растление матушки-Руси сопровождалось особым, язычески изысканным глумлением с соответствующими смысловыми выражениями. Это было воспринято и укоренено, да так, что это позорное пятно смрада, с необычайной крепостью и силой впитавшееся в душу русского народа, не удаётся вывести и по сей день.

Мат не есть всего лишь слова, это образ жизни, образ внутренней организации человека. Как тень, рядом с ним ходят разврат, жестокость, хамство, цинизм. И всегда — безверие. Мат — медленное самоубийство нашей нации. Это безумная заявка на добровольное истребление народа.

«Никогда на Святой Руси не было традиции пошлой брани, — пишет Н. Сухинина в статье „Человеку слово дано, скоту — немота“. — Она завезена к нам для уничтожения святости, для попрания её устоев. И все мы, лёгкие на пошлую брань, — диверсанты в своем Отечестве. В собственном доме надлежит быть хозяином. Ещё во времена царя Михаила Феодоровича у некоторых чиновников была такая обязанность: они переодевались, брали двух-трех стрельцов и шли на рынки, ярмарки — туда, где скопление людей. Ходили между рядами, приценивались для порядка, а сами слушали, кто что говорит. Вдруг на тебе! Хлестнул кто-то кого-то поганым словцом — и попался, голубчик! Стрельцы хватали бедолагу и тут же прилюдно пороли розгами! Дабы другим неповадно было».

Мудрый ответ настоятельницы

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1 : 1).
Однажды некая знатная особа посетила Косьмо-Дамианскую обитель и нашла, что её насельницы живут весьма бедно. Дама предложила большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр, но настоятельница монастыря, преподобная Елизавета-чудотворица, возразила:

— В ваших сокровищах сестры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

— Где же они?

— Эти сокровища они хранят в своём сердце.

— Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр?

— У всякого человека самое дорогое сокровище — дар слова. Это отпечаток Божественности, признак того, что имеющий этот дар — существо не земное, а небесное, где источник всяких даров, где преимущественно обитает Само Слово, Сын Божий Иисус Христос, Спаситель мира.

— Но я заметила, что монахини очень мало пользуются этим даром.

— Да, — согласилась Елизавета, — потому что это — сокровище. Что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали необдуманно и без разбора разбрасывать его направо и налево? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неразумно, он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью, тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается.

***

Словом Божиим сотворён видимый мир. Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живёт и движется знание, мудрость, закон. Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседуя с Ним. Мир видел, что слово в союзе с Духом Божиим владычествовало над природою, исцеляло больных, прогоняло тёмные силы, воскрешало мёртвых.

Священник Пётр Поляков

Ева и язык искусителя

Вначале Ева изменила языку Бога, потом, как следствие, — родному языку Адама. Всё самое погибельное началось с порчи (девой-праматерью) богоданного языка — и завершается тем же. С тех пор плоть Евы объязычилась, возымела чужой язык. О грехе праматери в женском естестве навсегда осталась материнская память.

И по сей день в каждой деве-жене, лишённой крепкой веры, возбуждается райский диалог с искусителем на новый лад. Отсюда проистекает антропологический закон: изучение инязов пробуждает помыслы о блуде, блуд пробуждает желание изучать инязы, потом возникает обожание чужих стран, страсть к свободе связей без границ, развал семей или скрепление их деньгами по контракту, нарождаются интердети-общечеловеки. Так планета населяется безкорневым племенем вавилонян.

О войне Наполеона наш народ говорил: «Двадцать языков нашло на Святую Русь». Но тогда мы называли языками просто варварские и дикие народы. Справились и выгнали их. Сегодня уже не народы, а их инязы заполонили нашу страну. Зачем так сверхактивно их преподают и вдалбливают в головы наших детей? Смотрите, зачем…

По свидетельствам преподавателей одной из самых престижных гимназий Петербурга, где английский преподают с первых классов, три выпуска подряд в полном составе(!) навсегда уехали в Канаду. Как точно сбываются слова писателя А.С. Шишкова, сказанные примерно два века назад: «Русский человек, воспитанный французом, всегда будет больше француз, нежели русский».

Обучение инязам, особенно с малых лет, необратимо перестраивает мозг, формирует его, делая людей безродными общечеловеками. Психолингвисты доказали: только родной язык, как целостная смысловая система, настроен на внутренние струны души и ума человека. Активно же изучаемый иняз всегда является системой знаковой (разделительной!), что вносит в мышление иные цели, глушит и забивает, как сорняк, родные языковые корни.

Чтобы изучать инязы, нужно иметь беззаветную любовь к родине, духовно воспитанную в крепкой семье и в обществе: это и даёт здоровый иммунитет против всего чужеродного. Запад, внедрив во все сферы нашей жизни невиданный, веками накопленный разврат и безнравственность, нанёс нам САМЫЙ СТРАШНЫЙ В ИСТОРИИ УДАР по семье, материнству и детству. И нет ничего разрушительнее по своим последствиям, ибо семья — колыбель языка-народа, которая даже при социализме ограждалась у нас бетонными стенами и железным занавесом, охранялась всеми ответственными органами и государственной идеологией.

Так лукавый соединяет конец истории с её началом: от поражения первой Евы в Раю к уничтожению беззащитной девы-жены-матери в русском доме Пресвятой Богородицы. Только вера оставлена людям как знание-ведение невидимого Бога, а Новый Завет вооружил верных живым словом правды. Родоначальница языка спасения — Пречистая Богородица, а пребывает язык до скончания века в лоне святой Матери Церкви. Потому каждая мать, пробуждая веру в своих детях, делает первый шаг к их спасению.

Доктор философских наук Георгий Емельяненко

http://inok-arkadiy.livejournal.com

Заметки на полях

  • Вадим Ковалев , 05.08.2017 в 09:57

    Сколько еще будут «доктора философии» повторять нелепицу о происхождении матерной брани от татаро-монгольских завоевателей? Эта теория была признана несостоятельной почти сразу по ее выдвижении и окончательно опровергнута, когда в берестяных грамотах домонгольского периода были найдены все матерные слова, коих по сути всего три. То есть про монголов еще и слыхом не слыхивали, а эти слова употребляли повсеместно. (Еще одно матерное слово спокойно использовал, например, протопоп Аввакум в своих посланиях членам царской фамилии). Наличие точно такого же сквернословия в языках всех славянских народов, в том числе и не пересекавшихся с монголами, — лишнее тому подтверждение.

    «Низкие» слова, которые использовал древнерусский народ, ругательными и запретными стали уже после Крещения Руси и как раз благодаря Церкви, которая табуировала все, что связано с эротикой.

    В «богоборческие» советские времена за употребление мата в общественных местах можно было загреметь на 15 суток. Впрочем, как говорил митрополит Питирим, «»Моральный кодекс строителя коммунизма» все-таки на три четверти состоял из общехристианской, новозаветной морали». А из чего состоит «Моральный кодекс строителя капитализма», внедряемый нынешней «христолюбивой» властью?

    Не мат убивает нацию. Он — не причина, а следствие возвращения страны в капиталистическую геену.

  • Зоя , 10.08.2017 в 10:10

    Мне кажется, дорогой Вадим, ни коммунизм, ни капитализм, ни еще какой-то «изм», здесь ни причем. Здесь в основе лежит наша безнравственность и невежество. А они были во все времена. Не понимает человек, какой мощной лабораторией он является. Эпидемии, засухи и болезни, землетрясения и ливни и все нарушения стихийного равновесия планеты- это дело рук наших и мы несем за это ответственность. Вы наверно стояли рядом (когда нибудь) с матерщинником! Не знаю, как Вам, а мне как ножом по сердцу. Так чувствует человек всякую брань. Если мы чувствуем, значит и Земля чувствует!!! Пустыни, эрозии, гибель почвы, когда- то плодородной- это нам свидетельства, ну и расхищения природных богатств тоже имеет огромное значение. Ну а укором и обличением для нас есть Сахара и Гоби, коих никто не расхищал. Вот такие губительные следствия получает Земля от нашего невежества. Когда человек одумается? Пора бы уже!

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на