col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Людмила Ильюнина. Иерей Игорь Розин – мученик за Христа в наше время

13 мая 2001 года на Кавказе принял мученическую смерть за Христа иерей Игорь Розин. Узнала о его подвиге удивительным образом. Воспринимаю это как весть от моих бабушек — напоминание о том, как должен жить настоящий христианин. Зимой прошлого года мне позвонил незнакомый священник и сказал, что собирает материал об Анне Сергеевне Иговской (о ней мы рассказывали читателям сайта «Ветрово»), попросил о встрече. Странным показалось, что служащий в далеком Приэльбрусье священник так заинтересовался судьбой матушки Анны, и еще странным показалось его имя – иеромонах Игорь – не монашеское. Уже через несколько дней после телефонного разговора мы встретились с отцом Игорем в Вырице. Он рассказал о том, что, когда к нему в руки попали воспоминания матушки Анны, они так его потрясли, что он решил сделать о ней фильм – ездил несколько раз в Караганду, в Якутию, нашел ее лагерные места, снял памятные места Петербурга и, наконец, настал черед Вырицы (куда матушка ездила к преподобному Серафиму). От меня отец Игорь ждал рассказа о православном братстве владыки Мануила (Лемешевского) и о его членах, моих дорогих бабушках. Их подвиг для отца Игоря оказался внутренне связанным с подвигом его духовного отца – убиенного иерея Игоря Розина, в честь которого он получил свое необычное для монаха имя.

То, что иеромонах Игорь (Васильев) рассказал о современном мученике за Христа, в нашей семье было воспринято как благая весть: есть еще такие чистые, крепкие верой люди в народе, но их подвиг всех нас – современных теплохладных верующих — обязывает к покаянию.

Передам коротко рассказа иеромонаха Игоря. «Ему угрожали. Я помню, как однажды мы шли с ним по улице — а у него были длинные седые волосы, собранные в косичку, — и вот из проезжавшей машины донеслось: „Вот бы взять его за эту косичку и голову отрезать!“.

А за несколько недель до случившегося к машине отца Игоря подбросили убитую собаку — и, в общем, нетрудно догадаться, что это означало в контексте местных понятий: не уберешься отсюда, будешь убит — вот именно как собака. Так что он не просто догадывался, что его убьют — он знал это. Больше того, — он даже назначил себе день смерти. Это было так. 6 мая 2001 года человек, впоследствии ставший убийцей отца Игоря, вошел в храм святого великомученика Георгия Победоносца. Был воскресный день и престольный праздник — на службе было полно народу. Тот человек направился к отцу Игорю. „Приходи через неделю, мы с тобой поговорим“, — сказал ему священник.

И всю эту неделю он понимал, что живет последние дни. Ему было очень тяжело. Крайне тяжело. Особенно накануне, в последний день. Я видел это. О том, что произойдет, знала и жена отца Игоря, матушка Екатерина. Батюшка сказал ей, что боится. Боится, что в последний момент не выдержит, — побежит или станет сопротивляться. Что было бы нетрудно для мастера спорта и неоднократного чемпиона Советского Союза по альпинизму, но отец Игорь ничего не сделал для своей безопасности, когда ровно через неделю тот человек вернулся.

Это тоже был воскресный день — 13 мая 2001 года, память святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, которого отец Игорь очень почитал. Обычно после службы я всегда оставался в храме, а тут он отпустил меня — „иди, иди, сегодня я сам все сделаю“, — и только я пришел домой, как через несколько минут позвонили с известием: батюшку зарезали. Я, ничего не понимая, не веря, побежал в храм. Не успел немножечко, — когда прибежал, только-только душа отошла.

Свидетелем смерти отца Игоря стала женщина, помогавшая в храме, — она была в другом конце домика и когда, заслышав какой-то шум, прибежала, отец Игорь был еще жив. Убийца склонился к нему, нанося последний удар. «В руки Твои, Господи, предаю душу мою», — такими были последние слова батюшки.

Валентину убийца отца Игоря не тронул — оттолкнул и ушел, а через несколько часов сам явился в милицию и сказал: вот, я убил попа, за это в рай пойду. Его признали невменяемым, однако в постановлении суда черным по белому написано, что он исповедовал крайний ислам, что у него была соответствующая литература, что он посещал собрания, готовился и убил отца Игоря за то, — и это его прямая речь, — что он проповедовал веру Христову, а здесь должны жить мусульмане.

Наш храм святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе — настоящий храм на крови. И вот что еще очень важно — может быть, это немножко пафосно прозвучит, но тем не менее: отец Игорь своим сознательным мученичеством за Христа показал, что и в стремительно наступившем третьем тысячелетии есть люди, способные идти за Христом до конца. Идти, несмотря ни на что — ведь у него была мать, жена и пятеро детей. Понимаете — у него был выбор, но он не сопротивлялся убийце, хотя мог скрутить его в первую же минуту».

Призна́юсь, что рассказ иеромонаха Игоря не записывала, но и не по памяти его привожу. Уезжая, батюшка оставил мне книгу о новомученике Кавказском «В руки Твои, Господи», которую написала Анастасия Рахлина, ставшая перед кончиной в 2018 году монахиней Иулианией. Именно она записала процитированный мной рассказ иеромонаха Игоря. А из книги, написанной на таком уровне духовного сопереживания и серьезности духовной, которая почти не встречается у современных православных журналистов (из них же первая есмь аз), я узнала о жизненном пути иерея Игоря Розина. То, что узнала, подтверждает духовный закон – мученичество за Христа надо заслужить, в жертву приносятся лучшие.

Всей своей жизнью иерей Игорь подготовил себя к смерти за Христа. Родился он на Кавказе. Как недавно сказал епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «Духовный смысл Кавказа в том, что здесь, у Главного Кавказского хребта, мы представляем себя стоящими у амвона. Если всю Россию представить храмом, то, несомненно, ее амвоном станут предгорья Кавказа, потому что там, за хребтом, за Кавказом, находится Алтарь: Святая Земля. Там – Кувуклия Гроба Господня, там – чудо Воскресения, там – образы земной жизни Христа Спасителя. А мы стоим у Алтаря. Вот поэтому все люди, приезжающие на Кавказ, видя эти горы, ощущая особый дух, созерцая простор, чувствуют, что это – место особенного нахождения. Да. Мы – перед Алтарем.

А ведь зовешь в гости друзей, а они говорят: «Ой, у тебя там страшно, то КТО (режим контртеррористической операции. — Прим. ред.) ввели, то убили кого-то …» Суть жизни верных здесь Христу и остающихся вопреки всему на этой земле православных – исповедание веры. Есть у нас проблема вытеснения одной культуры другой. И есть люди, которые целью своей жизни ставят это вытеснение, неприятие другой культуры. Очень часто нас запугивают. Нередко приходилось слышать прямые угрозы.

А нашим предкам здесь легко ли было? Первые поселенцы получали непригодные для жизни, болотистые земли, – но благодаря титаническому труду они превратились в хлебные поля. Нашим предкам было непросто, но они понимали, что это их призвание. И не искали комфортной жизни».

Многие русские люди уехали и уезжают с Кавказа, опасаясь за свою жизнь и за жизнь своих близких. Эта издревле бывшая православной земля – в Кабардино-Балкарии в Нижнем Архызе сохранились самые древние христианские храмы в мире – стала агрессивно-мусульманской. Игорь Розин не мыслил свою жизнь без родной земли, никогда не думал о том, чтобы покинуть Кавказ, и выбрал для себя профессию, которая требует особого самопожертвования – он стал альпинистом-спасателем. Родился он в 1956 году и жил в городе Тырныаузе, который расположен в долине под самой высокой горой Кавказского хребта – Эльбрусом. С семьей в 1980-е годы перебрался в город Терскол. У многих местных, и балкарцев, и кабардинцев, подогреваемых ваххабитами, чье влияние в 1990-х всё больше ощущалось в этих горах, тогда очень переменилось отношение даже к старым знакомым. Разные бывали случаи в Терсколе – и оскорбить могли, просто во двор зайти и взять то, что приглянулось, то ли позарившись на чужое добро, то ли провоцируя на открытые конфликты. Власти ничего поделать не могли, чтобы изменить обстановку в регионе, где русские оказались в положении бесправном и, можно сказать, беззащитном. Соседи стали внушать Игорю, что следует быть осторожнее. «А как быть осторожнее? – ответил тогда Игорь. – Вон, в Писании сказано: зажегши свечу, не прячут ее под сосуд. На всё воля Божия. Если я встал на это место, я не могу по-другому».

Став священником, иерей Игорь Розин для того, чтобы поддержать свою большую семью и приход, продолжал работать спасателем. Приведу рассказ о строительстве храма в Тырныаузе иеромонаха Игоря (Васильева), записанный также Анастасией Рахлиной, которая не один раз побывала в этом пограничном городке. «Тырныауз, стоящий вдоль реки Баксан, берущей начало из ручейков, сбегающих с Эльбруса, возник во второй половине 1930-х, когда здесь обнаружили залежи молибдена и вольфрама. Советским танкам была нужна крепкая броня, – сталь укрепляли здешним молибденом. Производство развивалось – до девяностых годов бо́льшую часть бюджета Кабардинско-Балкарской АССР составляла прибыль вольфрамо-молибденового комбината. А затем его закрыли. И пришло время оглядеться.

И тогда люди стали задумываться, что не так все в жизни устроено, как показывали по телевизору. Начала складываться община. Бабушки собирались, молились. Сперва – в комнатке в женском общежитии. Приезжал священник, – когда раз в несколько месяцев, а когда и чаще. В этом некогда русском городе, чье население сократилось после перестройки на треть, никогда не было православного храма. В 1999 году был рукоположен первый за всю историю Тырныауза города иерей, администрация передала ему разбитый барак, одно из немногих зданий, сохранившихся с тридцатых, – времен первой застройки города.

В здании не было ни окон, ни дверей, ни полов. Отец Игорь Розин служил в маленькой комнатке, и всю свою недолгую священническую жизнь, – менее двух лет, – так в ней и прослужил. Храм, освященный в честь святого великомученика Георгия Победоносца, перестроили из барака уже позже, – после того, как отца Игоря убили».

В книге Анастасии Рахлиной «В руки Твои, Господи» собраны многочисленные воспоминания разных людей об убиенном иерее Игоре Розине. Все они свидетельствуют об одном – отец Игорь смог стяжать Христа в своем сердце, фактически не выходя из своего необустроенного, бедного, маленького храма, своей общины-семьи. Всего два года иерей Игорь Розин прослужил в священническом сане, но вся его жизнь свидетельствует – он был избранный Богом человек. А избранничество всегда сопряжено со скорбями. За несколько месяцев до своей кончины отец Игорь пережил такую скорбь, больше которой на земле не бывает – он потерял сына, младшего, девятилетнего. Погиб мальчик в страшных мучениях, получив 90- процентный ожог всего тела. После прощания с сыном, как вспоминают прихожане, для отца Игоря умер весь мир, он стал монахом по духу. И все свое время проводил либо в храме, либо в уединенной молитве, уходя в горы. И тогда он предупреждал прихожан и свою семью: «Всех нас могут убить за православную веру». Но, опять повторим – в жертву приносится лучшее! Один отец Игорь стал такой жертвой за многих.

Плодом доброго сеяния – мученической смерти иерея Игоря — стало то, что алтарник Андрей сменил его на посту настоятеля тырныаузского храма, через три месяца после убиения духовника приняв монашество и священство. Его свидетельством закончим наш рассказ: «Отец Игорь с небес присматривает за нашим храмом и за людьми, которые идут в этом храме ко спасению, он – настоятель нашего прихода и самый главный и самый большой заступник за нас». Будем и мы, живущие в гораздо более благоприятных условиях, чем православные на Кавказе (как справедливо написала Анастасия Рахлина: «Они – на переднем крае, мы – сытые тыловики») молиться об убиенном отце Игоре. Будем просить: помяни, Господи, во Царствии Твоем убиенного иерея Игоря, и его святыми молитвами помилуй нас, укрепи и обрати к исповедованию веры не на словах только, но жизнью.

И еще неожиданное «совпадение»: иеромонах Игорь (Васильев) сделал видеозапись для публикации в Интернете, на которой запечатлено служение иерея Игоря Розина, а сопровождает ее песнопение иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина).

Людмила Ильюнина
Сайт «Ветрово»
12 мая 2020

Заметки на полях

  • Великий Новгород

    Потрясающий рассказ!

  • Коломна

    Помяни, Господи, во Царствии Твоем убиенного иерея Игоря!..

  • germania

    Upokoj Gospodi dushu usopsh.raba Twoego otroka Andreja.

  • Москва

    Царствие Небесное убиенному иерею Игорю!

  • Великий Новгород

    Царствие Небесное и Вечная память иерею Игорю.

  • Беларусь

    Упокой Господи душу убиенного раба Твоего иерея Игоря!

  • Батайск

    Светлая и вечная память убиенному иерею Игорю !

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа