col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Сопротивление духа

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:16-17).


Христос с учениками. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь

Для православного христианина быть «сумасшедшим» по отношению к миру – это норма. Святой апостол Павел обличает коринфских христиан: Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе (1 Кор. 4:10). Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Этими словами он опять укоряет их и показывает, что столь противоположным качествам невозможно соединиться в одно и столь различным предметам невозможно быть вместе. Как можно, говорит, чтобы вы были мудры, а мы безумны в Христовых делах? Мы подвергаемся биению, презрению, бесчестию, и почитаемся ни за что, а вы пользуетесь честью и от многих почитаетесь разумными и мудрыми; но возможно ли, чтобы проповедующие одинаковое учение имели противоположные качества? „Мы немощны, а вы крепки“, т. е., нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь спокойствием и великим уважением: но это несообразно с сущностью проповеди. „Вы в славе, а мы в бесчестии“. Здесь он обращается к благородным и превозносившимся внешними достоинствами» (Гомилия 12 на 1-е послание к Коринфянам).

В последнее время многие православное христиане стали стыдиться быть «сумасшедшими» во Христе и, подобно коринфянам I века, захотели быть «мудрыми». И тут оказалось (а может, все-таки показалось?), что православный мир сошел с ума. Сошел с ума в глазах тех, кто еще сохранил связь с тем древним благочестием, передаваемым через поколения нашими далекими и близкими предками.

Вдруг стало неприличным быть многодетной матерью, выступать за запрет абортов, наказывать непослушных детей, испытывать чувство вины за свою греховность. Сами православные предлагают быть осторожными – не дай Бог вами начнут манипулировать! – в общении с духовниками, избавляться от «чувства вины» за непрочитанные каноны и акафисты, которое делает нас мрачными и угрюмыми, и радоваться во Христе, согласно завету св. ап. Павла: «Всегда радуйтесь!» Но при этом замалчивается продолжение мысли Апостола: «Непрестанно молитесь!» А «чувство вины» – оно как раз от того, что непрестанно молиться не получается. Получается, и то не всегда, как раз «прочитывать» правило. И от этого опять «чувство вины».

Духовнику теперь страшно давать своей пастве какие-либо правила, требовать соблюдения приличия в одежде и уж тем паче контролировать увлечения. «Младостарец! Он нами пытается манипулировать!» И бедный батюшка, чтобы не быть заподозренным в излишней, не по годам духовности, начинает штудировать трактаты по психологии, чтобы быть современным, приятным и понятным. Таким образом пастырское душепопечение подменяется психологией в ее самой примитивной, рассчитанной на обывателя интерпретации. А ведь любому правильно рукоположенному священнику при хиротонии сообщаются Христовы дары для совершения пастырского служения. И если он не злоупотребляет ими, т.е. не подменяет собой Христа, а смиренно несет свое послушание, пасет паству больше любовью, нежели властью, – какой же он младостарец?! Главный признак младостарчества не неправота в духовном руководстве – никто не застрахован от ошибок! – а упрямство в отстаивании своей «правоты».

Истинные христиане всегда были чужды миру, лежащему во зле. Целомудрие вызывало насмешку, доброта и кротость – обвинение в слабости, щедрость возбуждала зависть, честность – злобу, скромность – презрение. Но этими и другими добродетелями, увенчанными любовью, христиане побеждали мир, были интересны ему. Сколько бы ни пытались «мудрые христиане» примирить Евангельское учение с мирской мудростью, сколько бы ни рядились в одежды светской учености, всегда это оборачивалось очередной ересью или конфузом – как с обновленцами.

Человек – существо духовно-телесное. Согласно православной антропологии, человеческая природа состоит из духа, души и плоти. При этом дух и душа неделимы – это единое целое, где дух главенствует и является органом Богообщения, посредством которого человек соединяется с Богом. Правильное устроение направленности сил человеческой природы – дух живет в Боге, душа питается энергией обоженного духа, а плоть насыщается силой одухотворенной души. С грехопадением прародителей дух отторгнулся от Божественного начала и стал паразитировать на душе, которая, в свою очередь, обратилась к плоти для наполнения наступившей пустоты, а плоть, утратив бессмертную пищу, стала смертной. Воплощение Сына Божия исцелило поврежденную грехом человеческую природу, и во Христе вектор направленности сил снова обрел свою первозданность – дух к Богу, душа к духу, плоть к душе.

Христова эра ознаменовалась жесточайшей борьбой, когда дух человека, стремящийся к Богу, стал яростно противиться поврежденной плоти. И даже самые ревностные подвижники вслед за святым апостолом Павлом взывают: «Окаянный я человек!…»

Двухсоставный человек может существовать на трех онтологических уровнях: духовном, душевном и телесном. Пребывание на последнем уровне ничем не отличает его от животного – это инстинкты выживания в агрессивной среде. Душевный уровень – это уже способность мыслить и рассуждать – это наука, искусство, культура. Духовный уровень – это Богообщение в молитве, таинствах, созерцании. Задача христианина – восходить от силы в силу по пути духовного совершенствования, совлекая с себя плотского, душевного человека и облекаясь в духовного (Кол. 3:9-10). Это требует постоянного напряжения всех сил человеческой природы. И не всегда этот труд отображается внешней радостью и приветливостью, зачастую наоборот – скорбным выражением, а то и прямой агрессией. Внешнее поведение человека, проходящего духовную брань, не является показателем его духовного преуспеяния. В этой связи интересен ответ преп. Серафима Саровского к вопрошающим у него о том, кто в Саровском монастыре выше всех? Преподобный сильно удивил всех своим ответом: «Повар!» – «Как повар?! – недоумевали вопрошающие, – он же злой, как дикий зверь! Набрасывается на людей, всегда в гневе, крайне раздражителен». – «Ему от природы достался такой скверный характер, что если бы он постоянно не сдерживал себя, то всех в монастыре поубивал, – ответил Преподобный. – Он делает над собой неимоверные усилия, а окружающим кажется, что он свирепый и раздражительный, и они осуждают его. Но у Бога Свой суд – Он смотрит, какие усилия предпринимает человек в борьбе со своими страстями, и по этим усилиям судит».

Так что свирепый вид и грубое поведение человека не всегда являются показателями его духовной несостоятельности, зачастую это следствие дурного воспитания и плохой наследственности. В Церковь приходят люди разного социального положения, образованности, воспитания, не говоря уже о наследственности – несколько поколений, имевших несчастье родиться в XX столетии, не особо заботились о том, чтобы от их «благочестивого древа произросла благая отрасль». В XXI веке ситуация с «благочестивым потомством» в мировом масштабе не только не улучшилась, но стала напоминать апокалиптическую картину – все эти «суррогатные матери» и «однополые семьи», как допустимые формы сексуального поведения, приведут в конечном итоге к тому, что рожденные извращенным способом от извращенных родителей дети станут армией каких-то новых людей. Умножение греха в мире, происходящее от нераскаянности творящих его, будет способствовать появлению на свет все большего количества «саровских поваров». Но рассчитывать на то, что новоявленные носители «паленых» генов будут что-то предпринимать в борьбе со своей дурной наследственностью, могут только неисправимые оптимисты.

Хотя относительно России некоторый осторожный оптимизм можно допустить. Православный ренессанс конца прошлого и начала нынешнего века заставил многих молодых людей, пресытившихся грехом и разочаровавшихся в бездуховной вседозволенности, встать на путь нравственного очищения и покаяния. Появляются молодые семьи, для которых идеалом становятся целомудрие, многодетность, евангельское совершенство. Многие выбирают монашество как самый короткий путь к совершенству. Но и в семейной, и тем более в монашеской жизни необходимо плоть подчинять духу. И чем сильнее испорченность природы, чем упрямее восстает плоть, тем больше волевых усилий требуется духу, чтобы занять свое царственное положение в природной иерархии человека. И в этой борьбе интеллектуально развитая и культурно образованная душа, привыкшая угождать плоти, нередко становится предательницей духа. Грубые плотские страсти – чревоугодие, похоть, пьянство и т.д. – не так опасны, как страсти душевные – тщеславие, зависть, сребролюбие, высокоумие и гордость. Развращенная душа, привыкшая паразитировать на плоти, становится ее мучительницей. По замечанию свт. Иоанна Златоуста, плоть требует пищи, а не объедения, пития, а не пьянства, совокупления, а не блуда. В излишество и извращения плоть ввергает ненасытная, испорченная душа. И в зависимости от того, насколько дух, воспламененный верою, будет способен сопротивляться поврежденной плоти и развращенной душе, настолько укрощенная душа и смирившаяся плоть будут получать исцеление, а весь человек – спасение.

Предательство души заключается в подмене духовного душевным. В этой игре развращенная, лукавая душа использует всю свою культурную образованность и интеллектуальную изощренность, чтобы казаться привлекательной для себе подобных, но еще неокрепших «малых сих», соблазняя которых, она получает новых игроков, чья многочисленность создает ложное ощущение правоты и иллюзию победы. Отсюда все бывшие и нынешние соблазны – все эти гей-парады, кощунственные фильмы и спектакли, флэш-мобы и индивидуальные акции, вся эта пена изо рта ревнителей творческой свободы и религиозной независимости. Восстание плоти, получившее в названии скандальной панк-группы свое бесовское выражение, пытается погасить сопротивление духа, все ярче пламенеющего в возрождающейся и окрепшей в гонениях Церкви Христовой. Естественно, что для нераскаянных грешников этот очистительный огонь – источник вечного мучения, свет, обнажающий все смердящие язвы их загубленных душ. И совершенно абсурдными, странными и возмутительными являются попытки некоторых православных «мудрецов» заменить этот пламень комфортным солярием.

Нередко православные кидаются защищать свою веру от «внешних» – людей совсем неверующих, или непонятно во что верующих. При этом раскрывают самое сокровенное – то, что слышать может только достойный. Назидательно в этом отношении поучение свт. Кирилла Иерусалимского, обращенное даже не к язычникам, а к оглашенным, которым тоже до времени нельзя открывать всех глубин православной веры: «…если оглашенный спросит тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадает в безумие, потому что не понимает слышанного, однако ж, оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны. Се, ты уже теперь близок к нам; смотри не рассказывай, не потому, чтобы проповедуемое здесь недостойно рассказывать, но потому, что слух не достоин слышания. Был некогда и ты оглашенным; тогда я не сообщал тебе, что надлежит сообщить. Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышания (из «Предисловия к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского», п.12).

Вот и повод задуматься, что мы можем – да и зачем? – ответить всем нынешним «оскорбленным оскорбившимися», которые живут в построенном ими зловонном, уродливом «райке», оберегая свою свободу дышать смрадом и претворять прекрасное в безобразное, получая от этого извращенное удовольствие? – Только подать чашу чистой, родниковой воды, и то – если попросят!

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
Православие.ru

Заметки на полях

  • «Предательство души заключается в подмене духовного душевным. В этой игре развращенная, лукавая душа использует всю свою культурную образованность и интеллектуальную изощренность, чтобы казаться привлекательной для себе подобных, но еще неокрепших «малых сих», соблазняя которых, она получает новых игроков, чья многочисленность создает ложное ощущение правоты и иллюзию победы.»
    Если каждый из нас уличит себя в выше сказанном, мир станет добрее!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа