col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Чернова. Домашние

Из книги «Душа живая твари бессловесной»

Давно замечено, что домашние животины даже внешне похожи на своих хозяев. И внутренне тоже. Достоинства, а уж, тем более, недостатки у нас с ними одинаковые.

Некоторые представители животного царства даже олицетворяют собой различные человеческие черты и черточки. Скажут про кого-нибудь: «смотрит, как баран на новые ворота», или «выступает, будто пава», или «змея подколодная». Всё. Больше ничего объяснять не нужно. Припечатано…

Несомненно, каждый может поведать множество примеров сообразительности, трогательнейшей преданности, чувства юмора и сострадания к нам домашней живности, начиная от лошадей и козлов и кончая черепахами и хомяками.

А наше отношение к ним — оселок отношения человека к твари Божией. Потому что они — рядом, к ним часто тянется рука. Только вот с чем тянется?..

На ста­ром Ва­ла­аме бы­ло стро­го за­пре­ще­но за­ма­хи­вать­ся кну­том на ло­шадь: «На Ва­ла­аме ни­ко­го не бьют — ка­кая вы­со­кая куль­тур­ность и гу­ман­ность!.. Кну­ток Ва­ла­аму не­из­вес­тен – бла­жен иже и ско­ты ми­лу­яй» — вос­хи­щал­ся Иван Сер­гее­вич Шме­лев. «Ло­шад­ка лас­ку по­ни­ма­ет и сло­во Бо­жие» — вто­рил ему мо­нах, отец Ан­ти­па.

В деревнях скотинку: коровушек, лошадушек, курочек да уточек жалели. Заботились о них. Если приключался мор, обращались к старцам, чтобы помолились, слали телеграммы святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Сами молились о животных святым. Их благоденствие было залогом жизни крестьянской семьи. В народном календаре у них были свои праздники.

Хотя чего только не отыщешь в народном календаре: здесь и погодные приметы, и советы земледельцам, и языческие «преданья старины глубокой». Иногда очень страшные. Например:

5 февраля/18 февраля — Мц. Агафии. Агафьи Коровницы. В этот день по городам и селам бегает Коровья Смерть.

Тихий ужас!

Или:

28 мая/10 июня – память прп. Никиты исповедника. († 824). Никитин день. Водяной просыпается. Если у кого скотина не ведется, то в этот день нужно водяному принести в жертву лошадь (утопить), чтобы умилостивить: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нас!»

Немыслимо! Это лошадь — то, кормилицу и умницу, топить, чтобы нечистую силу ублажить! Она-то, сила поганая, рада, конечно. Ей лишь бы навредить или хоть попугать при любом удобном случае.

Вот, пожалуйста:

3/16 Февраля, в ночь на праздник свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, домовой заезжает лошадей.

11/24 августа — мч. архидиакона Евпла. Ночью на могилах ходят привидения, слышны вой, песни, и бегает белый конь.

Нет уж, хватит таких «преданий».

Лучше в главе «Святые покровители животных» посмотреть, кому молился православный люд о благополучии своей скотинки.

* * *

Писатель В.И. Белов отмечал, что в России жизнь домашних животных не противопоставлялась высшей – человеческой, они рассматривались как две составные части единого Божьего мира.

Хотя и тогда всякое бывало: в начале XX века валаамские монахи сокрушались, что питерские ломовые извозчики нагрузят воз так, что не сдвинуть его бедной лошади, и бьют ее «кнутом по глазам, сапогом по брюху».

И всё же можно сказать, что на Руси и в старой России к животным относились почти идиллически. Даже к такому, строго говоря, не совсем домашнему и не самому необходимому в хозяйстве зверю, как мышь:

«Веселый столяр все свое добро наживал сам, своим трудом, постоянно работая, да еще помогала ему жена. Он стругает и пилит свои доски, а жена всякую домашнюю работу справляет. Одним словом, жили хорошо, и дом был полной чашей. А где живут хозяева хорошо, там и всем остальным хорошо. Лошадь сытая, корова — тоже, на крыше избушки ворковали голуби, под крышей весело чиликали воробьи, по двору расхаживал осанистый петух со своими курами; даже жившие под полом мыши и те были сыты. Бывало, жена столяра заворчит:

— И что это мышей у нас столько развелось? Овес воруют у кур, хлеб тащат…

— Ну что же, и пусть их тащат! — успокаивал жену столяр. — Где же им взять? У хлеба не без крох… Жалованья они не получают, работать не умеют, а жить надо. У них тоже есть и своя семьишка, и свои детишки, — надо чем-нибудь кормиться. Ничего, нас с тобой не съедят…» (Д. Н.Мамин-Сибиряк. Упрямый козел).

Совсем другое дело — времена советские. Условия существования несчастной скотины в колхозах и совхозах – адские: «…Голод, холод, отсутствие ветеринарной помощи и „подобающее“ обращение. Мы даже не предполагаем, что творится на фермах…» Добавим – и на зверофермах, и на птицеводческих фабриках и т.д. Один факт из газеты: овцы, привезенные на мясокомбинат, с голодухи объели друг у друга шерсть…

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

«Сколько людей, которые бьют коров, лошадей; знаете, как в колхозах их мучают. Тут как-то один человек поехал в колхоз за сеном. Запрягли ему лошадь, нагрузили, он и поехал. Поехал, а лошадь вдруг встала — и ни с места. Он и тянул ее, и толкал, и уговаривал, а она и ухом не ведет. Рядом оказался колхозник, он и говорит ему: „Что ж ты, милый мой? У нас лошади колхозные, они не привыкли к городской культуре“. И как пустил десятиэтажным матом! Лошадь услышала знакомые слова, „свой звук“ — и пошла.

И у нас не только лошади живут на таком „горючем“. Народ привык к этому. По-хорошему не понимают, работать не хотят, а как бригадир запустит матом, все рабочие сразу просыпаются и начинают работать. Вот до какой низости мы пали, вот какие мы испорченные. И эта наша греховность отражается на всем живом, на каждой скотине, из-за нас бессловесные твари страдают… Грех человека вошел в природу, и вся земля страдает…»

Нравственная деградация – следствие деградации духовной. Там, где забыли Бога, по-другому быть не может.

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин):

Я учился мужеству не у людей.
Я учился мужеству у лошадей.
Знаете, таких задрипанных клячонок!
Им хребты ломают каждый день,
Раздирают губы каждый день,
А они храпят лишь обречённо,
Но идут навстречу борозде!

Ольга Чернова
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!