col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Что православному – смерть, то реформату – хорошо

Кто о чем, а… богословские модернисты о церковной реформе. Кризисная социальная ситуация в стране, серьезно затронувшая и Церковь, активно используется идеологами церковного обновления как неопровержимый аргумент самой жизни, якобы подтверждающий их правоту; как трамплин для реализации своих чаяний и ускорения внедрения в жизнь самых смелых своих проектов.

«Сегодня у многих прихожан впервые вдруг возник вопрос: а что, так можно? И так всегда было можно? Мы сами, оказывается, можем решать гораздо больше, чем думали?» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги). То есть все те кризисные полумеры, паллиативы и эрзацы (отдаленные подобия и искусственные подделки), которыми священноначалие пытается хоть как-то компенсировать понесенный Церковью ущерб, болезненно нарушившийся строй церковной жизни (как-то: видеотрансляции богослужений для «онлайн-прихожан» вместо благочестивого участия верных в литургии; санитарная обработка используемых в Евхаристии священных предметов; почитание икон «на социально безопасном расстоянии»; Таинство Исповеди по скайпу или телефону и т.п.), все это, оказывается, не только «можно», но и давно уже было нужно внедрять в церковную практику… Все это никакие не вынужденные замены полноценных священнодействий, но их насущные обновления, на которые Сам Бог подталкивает Свой неповоротливый народ с помощью внешних факторов, посредством значительного изменения социально-политической ситуации в стране и мире.

«И вот сейчас, в эти дни, происходит нечто невероятное. Я и не мог предположить, что сам, своими глазами, увижу, как эта “неприкосновенная статуя” [когда-то я сравнивал Церковь с фарфоровой куклой – над которой все дрожат, боясь её коснуться – ведь она настолько старая и ветхая, что может рассыпаться в прах] вдруг покрывается трещинами и – реально оживает! Оказывается, под этим многовековыми наслоениями всё ещё сохранялась в глубине жизнь – правда, не особо проявляя себя! <…> она оживает очень постепенно, не спеша – но игнорировать это уже невозможно! За какие-то несколько недель в церковной жизни произошло столько перемен, сколько не было за десятки – да и более – лет! Оказывается, Оттуда, Сверху, – или, точнее, изнутри – могут очень даже внятно отвечать! Только не словами – цена которым давно уже близится к нулю – а всей ситуацией» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги).

Иными словами, у реформатора и Господь Бог – реформатор «в душе». И вот, будучи в не силах более ждать, когда церковный люд восстанет от летаргического сна «обрядоверия», Он начинает тормошить его импульсами извне, будить его внешними воздействиями. «Помните, у пророка Исайи – новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; Мне тяжело нести их… (Ис.1:14). Вот и мы теперь сидим по домам, может, что-то до нас быстрее дойдет без привычной праздничной суеты, в которой едва ли успевали вспомнить про Самое Главное, что не в пасочках, и куличиках, и крашенках… Можно ли было себе раньше представить, что войдя в храм, ни к одной иконе не приложишься? А Бог задаёт нам вопросы, один за одним: “Посмотрим, как сможете вы Мне молиться без лобызаний и поклонений этим образам? Благодать в сердце может приходить и без физического присутствия в храме? Потрясающее открытие, говорите? То ли ещё будет, поверьте! Всё только начинается! А как ваше отношение к духовенству – без смиренного лобызания десниц? Изменилось ли? Удаётся ли теперь и в них распознавать таких же человеков – как и вы сами? А Чаша с Моими Телом и Кровью? Сильно ли смутили вас высшие чины иерархии – предписав соблюдать элементарные требования гигиены даже во время причащения – огнь-то огнём, но и требования безопасности, оказывается, никто не отменял! Более того: теперь и самый главный праздник – Воскресение Христово – будете встречать по домам, без причащения – словно непостившиеся безбожники – потому что никаких сил духовенству не хватит к каждому прихожанину приехать на дом? А сможете ли вы в такой ситуации – которую Я специально создал! – не потерять веру, не впасть в уныние, пережить в самой глубине Моё – не ваше! – Воскресение?…”» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги).

То есть очевидный характер Божьего посещения, который носит сложившаяся ситуация (невозможность для большинства прихожан полноценно участвовать в церковной жизни, значительное сокращение или полное табу на участие в Таинствах для верных, наконец, растущее число заболеваний и смертей духовенства за время эпидемии) спекулятивно предносится «вирусным богословием» как, наоборот, животворное действие Промысла, направленное на усовершенствование Церкви; как не наказание, но, напротив, милость Бога, Посылающего Дому Своему дары большие тех, что посылались Им прежде, Вливающего, тем самым, вино молодое в мехи ветхие (Мф. 9:17)… И это представляется гораздо циничнее и богословски деструктивнее, чем «некролог» протодиакона Андрея Кураева на смерть протоиерея Александра Агейкина, после которого последовало его запрещение в служении, поскольку кощунственные словеса здесь направлены уже не в адрес одного своего брата во Христе, но в адрес всей Церкви и даже, более того, в отношении Провидения и Промысла.

Так, например, другой «пророк Исайя» церковной реформы и богословского модернизма прямо говорит о том, что Бог посредством пандемии, дескать, «очищает» Церковь от устаревших элементов, «решительно сбрасывает со Своего Тела старую застывшую оболочку» (прот. Павел Великанов. Коронавирус и Церковь: промежуточные итоги), метафорически подразумевая под этим уже не только обновление богослужебного строя и внедрение каких-то новых обрядовых практик и технологий, но обновление («естественный отбор») и «личного состава» Церкви. «Может показаться, что я жесток, или ненавижу определенную группу, но давайте поразмыслим. Сейчас именно фундаменталисты пренебрегают санитарными правилами, установленными, чтобы верующие могли избежать заражения. С другой стороны — именно так называемые «модернисты» сейчас ведут себя наиболее разумно — сидят в самоизоляции, ходят в масках в общественных местах, в том числе и в церкви, протирают лжицу на службе. Исход — после окончания карантина в его наихудшем варианте, не останется фарисейски-настроенных прихожан, которые мешали развиваться богослужению, обучению общины» (Академия порядочных семинаристов).

И при этом они не только не испытывают в отношении себя никаких прещений (как д. Андрей Кураев), но, напротив, чувствуют себя в Церкви весьма востребованными. Эйфория этого сознания (сознания того, что пришло их время) и рождает на свет такие гностические «откровения» и «пророчества», лишний раз демонстрируя, насколько духовно чужды Церкви носители этой идеологии. Как говорится, что русскому (православному) – смерть, то немцу (реформату) – хорошо.

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
20 мая 2020

Заметки на полях

  • Лагань

    Да, уже давно ощущение, что пришло время вот таких людей. Видимо, «по Сеньке и шапка». Как то страшновато даже, насколько далеко это все зайдет среди именно верующих. Как бы в это время на заблудиться. Спасибо.

  • Пугает экспрессивный «монолог Бога», написанный отцом Павлом. Вот она, разница между беллетристикой и пророчеством.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, да, жутковато, как-то, в особенности «Мое Воскресение, не ваше»….звучит как-то…не знаю как сказать…злобно..и в этом смысл, разве нет? Если Христос Воскресе, то и мы можем вместе с Ним. А если оно не наше, то не для нас? Вообщем, читать его статью не хочу. Надеюсь, что у него есть достойные оппоненты на эту тему. И будет критика.

  • МО

    Это было давно. Лет семнадцать назад. Учился я в духовной семинарии, и один из предметов вёл отец Павел Великанов. Помню его совет прочитать «Расторжение брака» Льюиса. Батюшка уже тогда был настолько широк во взглядах, что советовал читать художественную литературу, а не творения святителя Иоанна Златоуста. А недавно видел ролик, где отец Павел советует огородникам устраивать грядки на насыпанных поверх пустых пластиковых бутылок земле, потому что земля на них прогревается раньше и лучше.
    Это, конечно, мудро, но, по-моему, это всё равно, что на мусорной свалке огород разводить. Пластик разлагается и «питает» собою растения. Эти бутылки под грядками всё равно, что книги Льюиса в основании образования.

  • Пенза

    «Эти бутылки под грядками всё равно, что книги Льюиса в основании /семинарского/ образования.» Меткое сравнение, о. Георгий. «Неопатристический синтез», он именно таков по своей структуре: в основании лежат светские идеологемы, а фасад — «греческая патристика».

  • Мытищи

    Рыба тухнет с головы, все спускается сверху. Очень печально что руководящие посты в церкви на данный момент занимают реформаторы модернисты и плюс еще экуменисты.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок