col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. «Поэзия солгать не может»

Как известно, в связи с чрезвычайной эпидемиологической ситуацией, вызванной опасностью широкого распространения нового вируса, на местном уровне власти (сначала – в столице, а следом и в регионах) вышли распоряжения о введении домашнего «режима самоизоляции для всех жителей», беспрецедентно ограничивающего свободу передвижения и, в частности, лишающего граждан возможности посещения богослужений Русской Православной Церкви. И вот, мотивируя свою паству на соблюдение данного распоряжения властей, патриарх Кирилл прибег к следующему риторическому приему в своей проповеди.

Воспользовавшись формальным совпадением данной ситуации (невозможностью бывать на богослужениях) с эпизодом из жития преподобной Марии Египетской (память которой как раз совершается Церковью в эти дни), архипастырь Русской Церкви построил свою аргументацию на этой аналогии. «Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. <…> Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России. Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню. Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни» (Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя).

Конечно, патриарху можно только посочувствовать, в таком непростом положении он оказался. Но, к сожалению, подобные спекуляции вообще свойственны современному богословию. Потому что на самом деле между случаем преподобной Марии Египетской и «самоизоляцией» в условиях эпидемии нет ничего общего.

Суть здесь в том, что эпидемиологическая «самоизоляция» — это не более чем эвфемизм, то есть благозвучное название для какого-то более неприглядного по факту явления. В данном случае – «самоизоляция» как раз и не является инициативой нашей «самости» (личности), то есть это не добровольная акция. «В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: 1. Ввести на территории города Москвы режим повышенной готовности. 2. Запретить до 10 апреля 2020 г. проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. 3. Временно приостановить: 3.1. Проведение в городе Москве досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан» (Указ мэра Москвы от 29 марта 2020 г. № 34-УМ). «Ввести», «запретить», «приостановить» и т. д. Более того, за нарушение этой мнимой «самоизоляции» ужесточены административные штрафы, достигшие такого размера, которые мало кто из членов Церкви может себе позволить (от 15 тыс. рублей для физлиц; пока, правда, только за нарушение карантина, но формально этот федеральный закон может быть применен и в случае нарушения указа местного уровня). Поэтому ни о какой добровольности отказа от чего-то здесь говорить не приходится. Тогда как подвиг пустынножительства является именно само-изоляцией от «мира», то есть результатом свободного выбора человека.

Однако софизм (то есть ложность) этой аналогии далеко не исчерпывается этим обстоятельством. Понятно, что патриарх хотел, как лучше, а именно изыскать и в этом крайне неблагоприятном социальном положении, в котором оказались пасомые, возможность для душеполезных занятий, вдохновить их на домашнюю молитву и т.д. И, тем не менее, то, что в итоге получилось, трудно расценить иначе, кроме как софизм. Потому что на самом деле объекты отказа (то, от чего отказывается человек) в случае преподобной Марии и в случае нашей «самоизоляции» вообще противоположны. Ведь она отказалась вовсе не хождения в храм, но от «мира» во всей его совокупности, то есть от греховной цивилизации, на «отлучение» от которой, в первую очередь, и направлен введенный властями режим. По благодати пустыня для преподобной Марии стала тем местом очищения от греха, которым для нас сегодня является и в принципе может являться только храм Божий, святые Таинства. Тогда как нас теперь с помощью ее подвига пустынножительства мотивируют воздержаться от посещения богослужений… то есть от прямо противоположного по сути. Ведь очевидно, что домашний карантин в реальности ни для кого не станет средством душеспасения, никого не приблизит к Богу, не сделает праведней…

Поэтому на том, что действительно есть общего в этих историях, на этом проповедник не стал делать акцента. А именно, на том, что же именно не пускает человека в храм (в данном случае — нас всех), то есть на тяжких нераскаянных грехах… Вот о чем следовало бы сказать в первую очередь: «Кайтесь, несчастные, грехи ваши смертные достигли небес – и праведный суд Божий не допускает вас до святыни, беззакония ваши отлучают вас от Христа!» И вместо этого – красивая (лестная уху грешника) речь о том, как ему уподобиться преподобной, то есть, в конечном счете, Богу, Которому она по благодати стала подобна в высшей степени. «Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. <…> Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской» (Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя). В то время как истинный смысл этого совпадения (по крайней мере, тот акцент, который в подобной ситуации делает любой святоотеческий текст) — это указание на бездну греха, препятствующего человеку быть со Христом, стяжать спасительную Божию благодать.

Вот и получается, что в проповеди Святейшего по отношению к реальности все обстоит с точностью до наоборот. Это типичный пример богословского модернизма в самой его сути: компромисс с миром, компромисс со грехом и использование инструментов спекулятивного мышления в этих целях. Характерно, что патриарх несколько изменил даже манеру (или стиль) своей проповеди с традиционной возвышенной, сакральной – на более светскую, местами чуть ли не разговорную… Как говорится, «поэт может пытаться принудить себя солгать, но его поэзия солгать не может» (Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама / Мандельштам О. Сочинения в 2 т. М., «Художественная литература», 1990. Т.1. С.59).

Таким образом, смертные грехи – вот единственное, что есть у нас общего с преп. Марией Египетской в ее мирской жизни. Они не позволили ей войти в храм Божий, и сознание этого побудило ее взмолиться к Пресвятой Богородице о заступничестве, после чего она тотчас была допущена к врачевству церковными Таинствами. И здесь, увы, наши пути с преподобной расходятся в противоположные стороны. Потому что мы отлучены от святых Таинств не только за наши грехи, но и за наше нерадение о первых: мы не можем ходить в храмы еще и потому, что мы не ходили в них, когда это было доступно. Как в случае преподобной, только сознание этого вернет нам милость Божию, то есть сознание того, что мы оказались в ситуации не «пустынножительства», но, наоборот, фактического отлучения от Церкви Промыслом, Самим Христом Богом. И, как пустыня стала для Марии местом покаяния, так и наш вынужденный духовный «карантин» должен быть внутренне мотивирован сознанием глубины нашего падения и ничем больше.

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
1 апреля 2020

Заметки на полях

  • Лагань

    Верно. Отлучены от Церкви. Сегодня вечером мало было людей. Были наоборот совсем другие люди, которые редко приходят в храм. Первый раз в жизни были на этой службе!

  • Пенза

    Как я и предполагал, за нарушение режима «самоизоляции» тоже будут штрафовать. «За нарушение режима самоизоляции в Москве граждан будут штрафовать на сумму в 4−5 тыс. руб., следует из внесенного в Мосгордуму законопроекта. Документ будет принят депутатами, вероятно, уже завтра. … за москвичами будут следить полицейские и отряженные им на подмогу 30,7 тыс. членов народной дружины, представителей ТСЖ и просто добровольцев. Депутаты заложили возможность штрафовать на 5 тыс. руб. и за нарушение карантина водителями… Документ внес в парламент депутат от «Единой России» Кирилл Щитов.» (Коммерсантъ).

  • город Брянск

    Не совсем соглашусь с Вами, уважаемый Александр Вячеславович!
    То, что мы сегодня наблюдаем — беспрецедентный случай в мировой истории.
    Ощущение, что это ставка сильных мира сего на массовое помешательство, с далеко идущими планами.
    Даже если поверить цифрам, которые нам сегодня предлагают, то количество заболевших в мире «страшным вирусом» составляет 0,01%. Смертность составляет приблизительно 5% от числа заболевших.
    В России эти цифры на порядок меньше. На сегодняшний день число заболевших в РФ составляет 0,001% (одну десятитысячную) относительно всего населения. Смертность 0,8% от числа заболевших.
    Называть это эпидемией, как минимум странно, поскольку по официальным данным ВОЗ в мире ежедневно!!! умирает 5 тысяч человек от туберкулеза.
    То есть, когда весь мир сидит на карантине ( в самоизоляции), и с ужасом следит за цифрами, указывающими на количество смертей от коронавируса за три месяца, туберкулез, не стесняясь, унес за этот же срок 450 тысяч жизней. Паники на этот счет, разумеется, нет. Объявленной эпидемии тоже. Едва ли вообще кто-то ( за редким исключением) об этом осведомлен.
    Зато в городах, в которых 1 заболевший или 0 заболевших, людям предписано сидеть дома и, как говорится, не высовываться.
    Тому, что вытворяют власть предержащие, еще предстоит дать оценку с юридической точки зрения. Поскольку такие ограничения людей в их конституционных правах возможны только в исключительных условиях, например, как режим ЧС, который, как известно, пока не введен ( не удивлюсь и введению, потому что последние события показывают, что наши верхи очень сильно заинтересованы в моральном подавлении граждан, для возможного осуществления тотальной диктатуры и тотального контроля).
    Но речь даже не об этом. Впервые искусственно раздуваемая паника затронула Церковь. Подавляющая часть общества, которая приносит в Храм крестить своих детей, приходит к батюшке за земелькой для умершего, освящает куличи на Пасху и т.д. и т.п., и при этом верит «где-то в душе», превратилась в бесноватую толпу кричащую: Распни Его.
    Вы пишете, что мы оказались в ситуации, фактического отлучения от Церкви Промыслом, Самим Христом Богом. Но это не так. Разве не зовет нас сегодня к Себе милосердный Господь словами:
    Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ тружда́ющiися и обремене́н­нiи, и а́зъ упоко́ю вы́: воз­ми́те и́го мое́ на себе́ и научи́теся от­ мене́, я́ко кро́токъ е́смь и смире́нъ се́рдцемъ: и обря́щете поко́й душа́мъ ва́шымъ(Мф. 11:28-29)?
    А в Храме Божием людей все меньше и меньше…
    Нас сегодня тихо и незаметно поставили в условия выбора. Во-первых, людей запугали страхом. Ведь благодаря пропаганде страшное слово «коронавирус» (по-сути, острый респираторный синдром), звучит для многих ,пожалуй, пострашнее слова «онкология». Во-вторых, на людей навешивают некое чувство вины: дескать сам переболеешь безсимптомно, но заразишь любимую старенькую бабушку, а ведь страшный вирус не жалеет как раз стариков… (В некоторых случаях ( не в моем, к счастью) подключаются и любимые бабушки, насмотревшиеся зомбоящика: «ой, внучок, не ходи, я ж еще на твоей свадьбе погулять должна!» Ну и в-третьих, люди напуганы возможными санкциями за нарушение карантина (только карантин, он для тех кто или болен, или имел подтвержденный контакт с больным).

    То, что происходит с нами сегодня скорее напоминает притчу о брачном пире.(Мф. 22:1–14)
    Страшно оказаться в числе тех, кто был зван, но пренебрег приглашением Царя…

  • МО

    Как понимали советскую власть верующие? Как наказание, попущенное Богом за грехи. По-моему, и настоящее испытание следует воспринимать такожде. В этом состоит заключительная мысль статьи А.В. Буздалова. А другая его мысль заключается в том, что если и приводить пример преподобной Марии Египетской, то в отличном от патриаршего ключе.

    И отец Роман говорит: «Двусмысленные слова. За них могут ухватиться раскольники всех мастей и те, кто не посещал Храмы, говоря, что у них «Бог в душе». Наверняка, чтобы не было разнослышания и разночтения, можно было сказать проще: «Прошу всех во время карантина побыть дома, потерпеть это, как великую нужду, зная, что без Церкви нет спасения».

    В статье Буздалова показано, что ход мыслей патриарха схож с мыслями модернистов: «Это типичный пример богословского модернизма в самой его сути: компромисс с миром, компромисс со грехом и использование инструментов спекулятивного мышления в этих целях».
    Поэтому что можно сказать на проповедь патриарха? Дальше будет больше.

    Татьяна, город Брянск: Тому, что вытворяют власть предержащие, еще предстоит дать оценку с юридической точки зрения.

    Думаю, всем верующим будет рано или поздно предоставлена возможность дать юридическую оценку действиям властей, но уже не в домашнем, а в колымском карантине. Сперва это смогут сделать сильным духом, а потом слабые.

    Да, обратите внимание на значение слова «карантин» (фр. quarantaine, итал. quarantena — сорок дней).

  • Вели

    Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любви даждь мне рабу твоему..

  • г. Москва

    Да уж, Москва, Москва….посмотрим, что будет дальше….Но меня удивляет ещё и то, что власти требуют не выходить из дома без крайней необходимости, дабы не заразиться, но работающая в эти дни часть населения едет через всю Москву в метро без масок, потому, что нигде их уже не купить, находятся в коллективах, на стройках и т.д. И даже не об этом речь.
    Волонтёрам, которые кормят бездомных на Киевском вокзале хотели вообще запретить это делать, мол высокий риск заражения. Обращались к Собянину и Патриарху….разрешили…но выделили 40!!! минут на мероприятие и то потому, что поняли, что волонтеры не уйдут с места и не бросят бедолаг. Пришлось вместо горячей еды фасовать сухпайки и со скоростью света раздавать людям, укладываясь в 40 минут. И это каждый день. Мотивировали власти это тем, что сейчас идёт борьба с вирусом, а не с голодом… (со слов волонтёра — Татьяны) Отлично! И как всегда у нас: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

  • город Брянск

    «Поэтому что можно сказать на проповедь патриарха? Дальше будет больше».

    Уважаемый отец Георгий, атеисты и безбожники всех мастей уже расценили слова патриарха как поражение Русской Православной Церкви, причем с возгласами: «ура!» и «наконец-то!»

  • Нижний Новгород

    Отец Георгий: «Думаю, всем верующим будет рано или поздно предоставлена возможность дать юридическую оценку действиям властей, но уже не в домашнем, а в колымском карантине.»

    Вы думаете, отец Георгий, что дело дойдет до прямых гонений? Мне кажется, что сейчас другие методы борьбы с православием: размывание его основ и распространение модернистских взглядов в среде верующих. Сто лет назад такой метод не работал, потому что нужно было в короткие сроки изменить православное сознание на атеистическое (советское). Теперь же, когда большинство народа духовно безграмотно, он неплохо работает. Но, может быть, я ошибаюсь.

  • город Брянск

    Уважаемая Людмила Николаевна! Дойдет, если надо будет. Посмотрите, что творится сегодня. Все запреты, исходящие о региональных(???) властей на выход из домов, на свободное перемещение, а тем более попытки поставить все это под тотальный контроль с использованием спец. пропусков или систем слежения незаконны в принципе. Режим повышенной готовности, исходя из положений федерального закона, не ограничивает прав и свобод граждан. Но в условиях массового психоза это мало кого волнует…

  • Приморье

    Как горько и страшно. До сих пор не верю, что это с нами. Бог пропустил за грехи. Не знала, что будем все вместе в этом рабстве, новом домашнем ГУЛАГе. И что Пасху Христову никогда не увидим.
    Знаете, уважаемые редактор, отец Роман, отец Георгий, Александр Буздалов, а как Вы думаете, в этой земной жизни нынешнее безумие кончится, людей ещё пустят в Храмы, освободят?
    Я боюсь, что это все, конец. Дьявольская игра. Да, вирус есть, как и другие болезни, но правительства и стоящие за ними масоны используют его, как предлог установить рабство, тоталитарный контроль. Даже если вирус уйдёт, они могут бесконечно продливать карантин по надуманным причинам. Сочинять, что он не ушёл, вернётся и проч. Оставить и не убрать все ограничения, все эти, штрафы, самоизоляции, жуткие пропуска, которые готовят нам. Всегда же можно найти и назначить «дежурного врага», сейчас это коронавирус. Как там у Оруэлла «свобода-это рабство»?
    Хотя, мне подсказали, что Китай вроде снимает карантин. Значит это не навсегда?
    Не знаю…

  • Дорогая Анастасия, не поддавайтесь страху и ожиданию бедствий. Подумайте, как тяжело было людям в Советской России, когда их не просто не пускали в Храм — убивали! Когда из сотен Храмов оставались единицы, когда было не достать Евангелие, когда кому-то приходилось ехать за триста вёрст, чтобы исповедоваться и причаститься. Верующие люди не унывали, а наоборот, укреплялись духом — были покрепче нашего. И время это прошло! Пройдёт и эта напасть. И вообще всё земное когда-то пройдёт… и настанет Вечное!
    Думайте о том, что Вы можете хотя бы попытаться изменить: о своей душе. Это самое сложное во все времена.

  • Нижний Новгород

    Уважаемая Татьяна, но эти действия применяются не только к православным. Власти делают то, что должны делать, чтобы не допустить худших последствий. Да, нарушаются наши права, но если люди не понимают слов, то что остаётся делать? В пятницу объявили о нерабочей неделе, а в выходные народ устроил массовый пикник с шашлыками. И если завтра у нас начнётся то же, что в США, где за 10 дней количество заражений выросло с девяти до ста с лишним тысяч, с кого мы спросим, как не с властей, что вовремя не ввели соответствующие меры? Избыточны они или нет — не знаю. Но только некоторые специалисты утверждают, что главная опасность человечеству в настоящее время (в плане физическом) исходит именно от вирусов.
    https://youtu.be/vu-hZsGC384

    А угроза закрытия храмов со стороны властей, на мой взгляд, вызвана непониманием, насколько для верующих важно пребывание в храме и участие в Таинствах (неверующему это действительно понять трудно), а не чем-либо иным.

  • Иваново

    На нас «тестируют», простите, какие-то только им удобные системы, запреты, законы, навязывания, санкции против своего же народа… Сейчас «власть имущие» смотрят за нами пристально, как мы себя проведем:как бараны, которых ведут строго на бойню или в загон или как православный русский народ, который всегда противостоял и боролся со всеми напастями, открыто и с поднятой головой. Наши предки в гробах переворачивается, наблюдая за тем, что и как творят их потомки. А про запрет посещения храмов и церквей хочу так сказать: Русь знала много нападок, скорбей, войн, набегов, эпидемий и т. д., но всегда горячо молилась и призывала помощь Божию, всем княжеством, селом, городом… Наши предки день и ночь молились запертые в храмах, обносили с иконами и крестными ходами свои города… и всегда напасть отступала! Потому что была крепкая вера и горячая молитва, была надежда и без сомнений упование на Бога и его милость!А что сегодня происходит? Ни тебе крепкой веры, ни горячей молитвы, ни упования на Бога… и в основном кругом паника, безумие, которое зашкаливает и… СТРАХ!А ещё зомбоящики в каждом углу,вместо святых икон и книг! Вот и вся «вера»!
    А все откуда идёт? — правильно, с головы. Рыба тоже с неё гниет…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа