col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архиепископ Аверкий (Таушев). «Господь грядет, и кто стерпит страх Его?»

В сокращении

Архиепископ Аверкий (Таушев) …К по­дви­гу воз­дер­жа­ния от из­вест­ных ро­дов пи­щи, что со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо для ду­хов­но­го по­ста, по­сколь­ку ду­ша и те­ло тес­но свя­за­ны, св. Цер­ковь так­же го­то­вит нас по­сте­пен­но: сна­ча­ла мы долж­ны от­ка­зать­ся от яде­ния мя­са – в тре­тью при­го­то­ви­тель­ную не­де­лю бы­ва­ет «мя­са от­пуст», то есть пре­кра­ще­ние яде­ния мя­са, от­че­го эта не­де­ля и на­зы­ва­ет­ся «Мя­со­пуст­ной», но еще раз­ре­ша­ет­ся вку­шать сыр и мо­лоч­ную пи­щу в те­че­ние всей по­сле­ду­ю­щей «сыр­ной» сед­ми­цы, или «мас­ле­ни­цы»; а за­тем в по­след­ний вос­крес­ный день пе­ред по­стом бы­ва­ет «сы­ра от­пуст», то есть пре­кра­ще­ние яде­ния сы­ра, по­че­му эта не­де­ля на­зы­ва­ет­ся «Сы­ро­пуст­ной».

Знают ли все это современные христиане и так ли они проводят эти дни?

Увы! Страшно сказать, как оскверняются эти святые дни приготовления к великопостному подвигу воздержания и покаяния!

«Божественнаго покаяния преддверия», «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», – когда Церковь поет: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством»… современные христиане, вместо того, чтобы готовиться к наступающему посту, действительно оскверняют невоздержанием и пьянством, устраивая в эти дни нескромные увеселения и развлечения в виде «балов-маскарадов» и тому подобные игрища.

Удивительно, что это чисто языческое празднование «масленицы» дожило до наших дней, и многими считается чуть ли не священной национальной русской традицией, которую надо за границей поддерживать. А между тем, еще св. Тихон Задонский так решительно боролся с этим недостойным христианского звания празднеством, утверждая, что оно ведет свое начало от языческого бога Вакха, или Бахуса, – бога пьянства и безчинных увеселений.

И ведь когда все это устраивается?

В самые страшные и печальные по воспоминаниям для христианина дни – дни воспоминания последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом и изгнания наших прародителей из рая! Можно ли себе представить большее надругательство над святынями нашей христианской веры?!

Церковь напоминает нам Второе Пришествие Христово и Страшный Суд… а у нас объедаются, напиваются и пляшут.

Церковь вспоминает мрачное событие грехопадения наших прародителей и потерю ими райского блаженства… а у нас веселие и «бал-маскарад».

Где же тут простой здравый смысл, если только мы действительно христиане, а не напрасно носим это святое имя?

Но страшно сказать!

Современное безумие охватило всех настолько, что даже сами православные священнослужители устраивают теперь иногда это празднование «масленицы», с музыкой, с песнями – «в пользу церкви» и… совсем что-то невероятное: с «православными танцами», с «православным балом» и с выборами «православной королевы»!!

Доколе, Господи!…

Ведь это – откровенное ниспровержение нашей святой православно-христианской веры, какими бы благовидными, лицемерными доводами оно ни прикрывалось!

Это – уже не право-славие, а зло-славие, хотя бы догматы веры и оставались неповрежденными, ибо истинное Православие заключается не в одном только голом, формальном исповедании догматов, но и в жизни по вере.

Вот почему эти люди, столь любящие поесть, попить, развлекаться и увеселяться, так не любят напоминания о Втором Пришествии Христовом, о кончине мiра и о Страшном Суде, а некоторые позволяют себе даже кощунственно смеяться над всем этим.

Это напоминание мешает им весело и в свое удовольствие проводить время: оно «портит» им «хорошее» настроение!

Вот каким страшным разлагающим ядом наполнены души и сердца многих современных людей и даже – из числа еще считающих себя «христианами»!

А между тем, постоянное помышление о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде должно занимать центральное место во всей внутренней, духовной жизни каждого истинного христианина, о чем так ясно свидетельствуют и Слово Божие, и наши ежедневные келейные молитвы, и церковное богослужение, и поучения святых отцев-подвижников и наставников христианской веры.

Ведь это – наша надежда, наша конечная цель, венец всех наших стремлений и упований.

«Сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на Небо» (Деян. 1:11) – сказали небожители, явившиеся Апостолам при Вознесении Господнем на небо.

И этой мыслью о Втором Пришествии Христовом и о торжестве Правды Божией только и жили первые христиане, начиная с самих Св. Апостолов.

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20) – молились они.

В этой святой и радостной надежде вновь увидеть Господа, «грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», они находили утешение в постигавших их скорбях и напастях. Вот почему многие толкователи и книгу Апокалипсис называли не иначе, как «утешительной книгой».

А что скажем мы о нашем, переживаемом нами времени?

В наше жуткое время почти повсюдного уже торжества сатанизма, безъидейности, безпринципности, лукавства, лицемерия, подмены подлинных духовных ценностей фальшивыми, вплоть до подмены самой веры и Церкви Христовой, – лже-верием и лже-церковью – чем нам жить и чем утешать себя, чтобы не впасть в отчаяние, как только все тою же радостной мыслью о Втором Пришествии Христовом, об уничтожении диавольского зла и о торжестве Божиего добра, Божией правды?

Так относиться к мысли о Своем Втором Пришествии повелел нам и Сам Господь Иисус Христос, когда сказал, перечислив предварительно все признаки близости его: «Начинающым же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше» то есть: «когда же начнет (все Мною сказанное) сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).

С радостию, а не с паническим ужасом должны мы помышлять о Втором Пришествии Христовом.

Но как же тогда и в молитвах и в богослужебных книгах говорится о «страхе»?

«О! Кий страх тогда, ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей!»

«Трепет неисповедимый и страх тамо!»…

Да ведь и сам суд Божий называется «Страшным Судом».

Все это так, но что делает Второе Пришествие Христово и Страшный Суд страшными для нас?

Грехи наши.

Не сами по себе Второе Пришествие Христово и Суд Его страшны, а наше упорное закоренение в греховных страстях и пороках, наша ожесточенная нераскаянность делают их для нас страшными.

Разумным и обоснованным для истинного христианина может быть только сыновний страх пред лишением Отчей любви, а страх животный, панический свидетельствует лишь о нечистой совести. Люди с нечистой совестью, запятнанной многими грехами, нежелающие каяться и исправляться, совсем и слышать ничего не хотят о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде и даже сердятся, негодуют, а иногда и богохульствуют, когда им напоминают об этом общем, ожидающем нас всех конце. Не хотят слышать о нем и все чрезмерно-привязанные к этой земной жизни со всеми ее призрачными тленными благами, за которые они легко продают свою совесть, в безумном ослеплении успокаивая себя, что еще не скоро Господь придет, хотя Сам Господь говорит: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20) и в целом ряде своих бесед и притчей учит нас всегда ожидать Его и всегда быть готовыми к Его Второму Пришествию (напр. Мф. 24: 42–51; 25: 1–13 и др.).

«Еще бо мало елико елико, Грядый приидет, и не укоснит» – уверяет нас Слово Божие, то есть: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37).

Антихристианское то мудрование, которое не желает слышать речей о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде!

А Св. Церковь, напоминая нам об этом всегда, нарочито и в особенно живых и ярких образах напоминает всем верным своим перед наступлением Великого поста, желая этим представлением сильнее подвигнуть нашу волю к покаянию и исправлению нашей жизни.

Помня всегда об ожидающем нас Страшном Суде, мы не так легко будем поддаваться греховным соблазнам, не так безпечно будем грешить, о чем говорил еще в Ветхом Завете Премудрый Сирах:

«Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!» (Сир. 7:39).

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок