В сокращении
…К подвигу воздержания от известных родов пищи, что совершенно необходимо для духовного поста, поскольку душа и тело тесно связаны, св. Церковь также готовит нас постепенно: сначала мы должны отказаться от ядения мяса – в третью приготовительную неделю бывает «мяса отпуст», то есть прекращение ядения мяса, отчего эта неделя и называется «Мясопустной», но еще разрешается вкушать сыр и молочную пищу в течение всей последующей «сырной» седмицы, или «масленицы»; а затем в последний воскресный день перед постом бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, почему эта неделя называется «Сыропустной».
Знают ли все это современные христиане и так ли они проводят эти дни?
Увы! Страшно сказать, как оскверняются эти святые дни приготовления к великопостному подвигу воздержания и покаяния!
«Божественнаго покаяния преддверия», «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», – когда Церковь поет: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством»… современные христиане, вместо того, чтобы готовиться к наступающему посту, действительно оскверняют невоздержанием и пьянством, устраивая в эти дни нескромные увеселения и развлечения в виде «балов-маскарадов» и тому подобные игрища.
Удивительно, что это чисто языческое празднование «масленицы» дожило до наших дней, и многими считается чуть ли не священной национальной русской традицией, которую надо за границей поддерживать. А между тем, еще св. Тихон Задонский так решительно боролся с этим недостойным христианского звания празднеством, утверждая, что оно ведет свое начало от языческого бога Вакха, или Бахуса, – бога пьянства и безчинных увеселений.
И ведь когда все это устраивается?
В самые страшные и печальные по воспоминаниям для христианина дни – дни воспоминания последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом и изгнания наших прародителей из рая! Можно ли себе представить большее надругательство над святынями нашей христианской веры?!
Церковь напоминает нам Второе Пришествие Христово и Страшный Суд… а у нас объедаются, напиваются и пляшут.
Церковь вспоминает мрачное событие грехопадения наших прародителей и потерю ими райского блаженства… а у нас веселие и «бал-маскарад».
Где же тут простой здравый смысл, если только мы действительно христиане, а не напрасно носим это святое имя?
Но страшно сказать!
Современное безумие охватило всех настолько, что даже сами православные священнослужители устраивают теперь иногда это празднование «масленицы», с музыкой, с песнями – «в пользу церкви» и… совсем что-то невероятное: с «православными танцами», с «православным балом» и с выборами «православной королевы»!!
Доколе, Господи!…
Ведь это – откровенное ниспровержение нашей святой православно-христианской веры, какими бы благовидными, лицемерными доводами оно ни прикрывалось!
Это – уже не право-славие, а зло-славие, хотя бы догматы веры и оставались неповрежденными, ибо истинное Православие заключается не в одном только голом, формальном исповедании догматов, но и в жизни по вере.
Вот почему эти люди, столь любящие поесть, попить, развлекаться и увеселяться, так не любят напоминания о Втором Пришествии Христовом, о кончине мiра и о Страшном Суде, а некоторые позволяют себе даже кощунственно смеяться над всем этим.
Это напоминание мешает им весело и в свое удовольствие проводить время: оно «портит» им «хорошее» настроение!
Вот каким страшным разлагающим ядом наполнены души и сердца многих современных людей и даже – из числа еще считающих себя «христианами»!
А между тем, постоянное помышление о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде должно занимать центральное место во всей внутренней, духовной жизни каждого истинного христианина, о чем так ясно свидетельствуют и Слово Божие, и наши ежедневные келейные молитвы, и церковное богослужение, и поучения святых отцев-подвижников и наставников христианской веры.
Ведь это – наша надежда, наша конечная цель, венец всех наших стремлений и упований.
«Сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на Небо» (Деян. 1:11) – сказали небожители, явившиеся Апостолам при Вознесении Господнем на небо.
И этой мыслью о Втором Пришествии Христовом и о торжестве Правды Божией только и жили первые христиане, начиная с самих Св. Апостолов.
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20) – молились они.
В этой святой и радостной надежде вновь увидеть Господа, «грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», они находили утешение в постигавших их скорбях и напастях. Вот почему многие толкователи и книгу Апокалипсис называли не иначе, как «утешительной книгой».
А что скажем мы о нашем, переживаемом нами времени?
В наше жуткое время почти повсюдного уже торжества сатанизма, безъидейности, безпринципности, лукавства, лицемерия, подмены подлинных духовных ценностей фальшивыми, вплоть до подмены самой веры и Церкви Христовой, – лже-верием и лже-церковью – чем нам жить и чем утешать себя, чтобы не впасть в отчаяние, как только все тою же радостной мыслью о Втором Пришествии Христовом, об уничтожении диавольского зла и о торжестве Божиего добра, Божией правды?
Так относиться к мысли о Своем Втором Пришествии повелел нам и Сам Господь Иисус Христос, когда сказал, перечислив предварительно все признаки близости его: «Начинающым же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше» то есть: «когда же начнет (все Мною сказанное) сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
С радостию, а не с паническим ужасом должны мы помышлять о Втором Пришествии Христовом.
Но как же тогда и в молитвах и в богослужебных книгах говорится о «страхе»?
«О! Кий страх тогда, ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей!»
«Трепет неисповедимый и страх тамо!»…
Да ведь и сам суд Божий называется «Страшным Судом».
Все это так, но что делает Второе Пришествие Христово и Страшный Суд страшными для нас?
Грехи наши.
Не сами по себе Второе Пришествие Христово и Суд Его страшны, а наше упорное закоренение в греховных страстях и пороках, наша ожесточенная нераскаянность делают их для нас страшными.
Разумным и обоснованным для истинного христианина может быть только сыновний страх пред лишением Отчей любви, а страх животный, панический свидетельствует лишь о нечистой совести. Люди с нечистой совестью, запятнанной многими грехами, нежелающие каяться и исправляться, совсем и слышать ничего не хотят о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде и даже сердятся, негодуют, а иногда и богохульствуют, когда им напоминают об этом общем, ожидающем нас всех конце. Не хотят слышать о нем и все чрезмерно-привязанные к этой земной жизни со всеми ее призрачными тленными благами, за которые они легко продают свою совесть, в безумном ослеплении успокаивая себя, что еще не скоро Господь придет, хотя Сам Господь говорит: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20) и в целом ряде своих бесед и притчей учит нас всегда ожидать Его и всегда быть готовыми к Его Второму Пришествию (напр. Мф. 24: 42–51; 25: 1–13 и др.).
«Еще бо мало елико елико, Грядый приидет, и не укоснит» – уверяет нас Слово Божие, то есть: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37).
Антихристианское то мудрование, которое не желает слышать речей о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде!
А Св. Церковь, напоминая нам об этом всегда, нарочито и в особенно живых и ярких образах напоминает всем верным своим перед наступлением Великого поста, желая этим представлением сильнее подвигнуть нашу волю к покаянию и исправлению нашей жизни.
Помня всегда об ожидающем нас Страшном Суде, мы не так легко будем поддаваться греховным соблазнам, не так безпечно будем грешить, о чем говорил еще в Ветхом Завете Премудрый Сирах:
«Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!» (Сир. 7:39).
Архиепископ Аверкий (Таушев)