Кто возложил на нас миссию спасать мир? Для чего мы живем? Чтобы изменить других? Ты правда так думаешь, что твоя миссия – исправление человечества?
Лучше успокоиться, обрести мир в душе и поискать собственные изъяны.
Скажу вам еще кое-что.
Некоторые люди стремятся во что бы то ни стало изменить своих родных, близких и всех вокруг потому, что не удовлетворены собственной жизнью. Их не устраивает своя семья, свои отношения, вот они и сосредотачиваются на спасении мира. Здесь можно говорить о нехватке любви и счастья – в собственной жизни. Счастливый человек не будет так сильно тревожиться о других людях – его жизнь наполнена любовью.
Как-то я спросил одну женщину, которая жаловалась на своего сына:
— У тебя есть муж?
— Да.
— Вы любите друг друга?
— Почему вы спрашиваете?
— Ты любишь своего мужа? Между вами есть любовь, единство? Вы счастливые супруги? Если бы вы были счастливой парой – по-настоящему счастливой, — ты бы не переживала так за своего ребенка.
Часто наша тревога и беспокойство о других говорит о том, что мы не счастливы в собственной личной жизни — потому и начинаем заниматься чужой. Подобное бывает и в монастырях. Когда у монаха (или монахини) нет мира с Богом, не ладятся отношения со старцем, с молитвой – то нет и покоя, и такого монаха всё начинает раздражать: погода, дожди, комары, паломники… Если есть мир с Богом и близким человеком, ты не будешь лезть в чужую жизнь. Бог дал нам жизнь, мы встретились, полюбили друг друга, родили детей, у них будет свой путь…
Бог не спросит с тебя за выбор другого человека. И ты бери с Него пример – люби ближнего, уважай его свободу и оставь в покое.
Помните, что сказал Отец старшему сыну (не блудному, а тому, который всегда был при Нём и после возвращения брата стал высказывать недовольство)? Сын мой! Ты всегда со Мною… (Лк. 15:31). Чувствуешь ли ты себя сыном Отца? Брат блудного сына никуда не уходил из отчего дома, но при этом Отец так и не стал для него отцом – судя по тому, что он ему наговорил.
Я думал об этом сегодня утром. Подумал, помолился, и вот какая мысль пришла мне в голову: «Если бы я доверял Богу по-настоящему; если бы жил молитвой и находил в ней покой – мне ни до чего не было бы дела, даже если весь мир завтра погибнет». И я думал бы так не от презрения к миру, а из-за доверия к Богу. Никакого презрения здесь нет!
Когда ты молишься – ты живешь молитвой? Доверяешься ли ты в эти минуты Богу? Чувствуешь, как с плеч падает огромная тяжесть? Как говорится в ектении на Божественной Литургии: «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Доверь свою жизнь Христу, доверь Ему всё! Понимаешь?
Старица Гавриила говорила: «Когда я о ком-нибудь молюсь, то мысленно, в душе, беру этого человека и ставлю у Креста на Голгофе, перед Распятым Христом, чтобы он оказался в свете любви Господней. И затем смотрю, чувствую ли я после молитвы покой». Если, помолившись за кого-то, ты обретаешь покой, это значит, что ты действительно подвел человека к Спасителю. А если сердце продолжает колотиться, значит, ты так и не смог вверить всё Христу, а снова руководствуешься собственной логикой. Когда мы молимся по-настоящему, то успокаиваемся, потому что чувствуем объятия и любовь Христа.
Помните, как Господь трижды спрашивал апостола Петра: Симоне Ионин, любишь ли Меня? (Ин. 21:15). А когда сказал ему: «Иди за Мною», Петр спросил: «Господи, а что будет с Иоанном?» Христос ответил: «Ты иди за Мною. Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Какое тебе дело до других? Есть Я и ты, мы двое, здесь, на земле. Мы ведь любим друг друга?» Ты действительно любишь Христа? Тогда доверь мир Его миру, а сам живи в своем мире, и тогда мир изменится – не успеешь заметить.
Обрети покой и тишину. Пусть ребенок видит спокойную мать, а муж – счастливую супругу. Пусть от тебя исходит спокойствие, тишина, доброта и любовь. Это – лучшая проповедь. И если ребенок каждый день будет видеть прекрасных родителей, он изменится – без всяких увещеваний с твоей стороны. Когда от человека исходит тепло, люди рядом с ним меняются.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод Елизаветы Терентьевой
Портал «Православие и мир»