col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Валентин Свенцицкий. О чём нельзя молиться

Владимир Маковский. Освящение публичного дома. Фрагмент эскиза. 1900

Вы читали, конечно, о торжественном открытии вновь отстроенного помещения ресторана «Яр»?

Было много приветственных телеграмм. Ресторану желали успеха.

Я не осуждаю. Если кто любит цыганский хор и загородные рестораны — почему ему и не прислать приветственную телеграмму? К чему надевать на себя маску ханжества и, глядя на дом обжорства, пьянства и кутежей, делать «скорбную» физиономию, когда хочется крикнуть: да здравствует «Яр»!

Нет. Уж лучше откровенность и искренность.

Я не понимаю другого, я не понимаю, каким образом на торжестве открытия ресторана:

«В два часа дня, перед принесёнными из местных церквей иконами, в новом зимнем зале благочинный церквей 1-й гренадерской дивизии, протоиерей о. Орлов, соборне с местным духовенством, при дивном пении хора певчих, совершил молебствие».

Вот это воистину удивительно!

Молебен был, очевидно, о даровании «успеха».

Чему?

Чтобы пили да не допивались до смерти? Или чтобы веселей пели цыганки? Или чтобы с большим удовольствием проводилось время в отдельных кабинетах?

А что если о. Орлову надо было сказать на этом молебствии «слово»? Что бы он сказал, в напутствие г-ну Судакову, хозяину «Яра»? Я бы очень хотел послушать!

И ведь не один, а «соборне». Да ещё с иконами из местных церквей!

Ну, а что бы сказал отец Орлов, если бы недельки через две г. Судаков пригласил к себе в ресторан богомольного батюшку, часа в два ночи, посмотреть на успешные последствия «соборного» молебствия?

Пошёл ли бы о. Орлов смотреть, как поют голые шансонетки и пьют в отдельных кабинетах шампанское московские купцы?

Ведь не пошёл бы? Так почему же можно молиться за «успех» того, куда стыдно войти?

Ведь о. Орлов наместник Христа на земле. Дана ему власть «вязать» и «разрешать». Да, Христос бывал с мытарями и грешниками, но для чего? Неужели для того, чтобы желать «успеха» ихнему пьянству, разврату, прожиганию жизни! И апостол Иоанн проповедовал на острове Патмос, но он обличал оргии, и пьяные, разнузданные люди каялись и шли за Христом, — апостол не служил молебнов, чтобы оргия была веселей и чтобы устроитель её имел успех!

Неужели о. Орлов не понимает, какой страшный соблазн он вносит своим «молебствием»?

Я знаю, не прекратится разврат и торговля женским телом от того, что священник не придёт с иконами в загородный ресторан, — и не будет иметь Судаков больше успеха от того, что к его эстраде были прислонены иконы. Но поймите, что всё это — и ресторан, и пьянство, и мерзость открытых сцен и закрытых кабинетов, — всё это делается как зло, всё это осуждается как недолжное. Людей удерживает это моральное сознание от окончательного скотства. Но если вы понесёте в дома оргии и безобразного издевательства над образом Божиим в человеке иконы и начнёте молиться о ниспослании на всю эту грязь «благословения Божия», подумайте, что же будет в конце концов?

О. Орлов как представитель Церкви держится, очевидно, другого мнения.

Он полагает, что молиться обо всём этом можно.

Ну а вот о театре молиться нельзя!.. Ибо театр учреждение языческое и Священным Писанием осуждённое. И ни один священник не станет служить молебен в театре.

Языческое учреждение! Да, апостолы не осуждали французских шансонеток, потому что их тогда не было. И наша Церковь хочет следовать во всём букве закона.

И в конце концов, дело и не в «Яре», и не в «театре», — а в том, до чего мало в современной Церкви живой религиозной правды.

Точно слепые. Точно во сне или в бреду. Надо совершенно забыть Христа, совершенно потерять способность религиозного отношения к жизни, чтобы до такой степени потерять способность различать, о чём можно и о чём нельзя молиться!

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1881-1931)
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок