col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Эпидемии духа и плоти

По сообщению «Русской службы BBC», «Швейцарский суд решил, что логотип популярного немецкого ликера «Егермейстер» не оскорбляет религиозные чувства христиан. Компания, производящая напиток, хотела использовать в Швейцарии свой фирменный знак для рекламы других товаров, в частности, косметики и услуг мобильной связи. Однако швейцарский Федеральный институт интеллектуальной собственности счел, что присутствие на логотипе креста может быть оскорбительным для христиан и попытался заблокировать планы производителя «Егермейстер» в суде. Федеральный административный суд Швейцарии постановил, что интенсивное использование картинки на протяжении многих десятилетий ослабило ее религиозное содержание, и ее уже не следует воспринимать как христианский символ».

Данную формулировку Федерального суда Швейцарии, пришедшего к выводу о потере христианским символом религиозного содержания в результате исторической длительности кощунства, можно рассматривать как яркий пример массового неверия в Европе, поскольку «ослабление содержания» может произойти, конечно, только в воспринимающем этот религиозный символ сознании, а не в нем самом. А как мы знаем из Священного Писания, именно такие духовные, или «невидимые», эпидемии и являются истинными причинами тех «видимых» эпидемий, одну из которых мир сейчас переживает. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой (Исх. 15:26). Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:13-14).

Интерес также представляет история возникновения логотипа. «Изображение восходит к широко известному эпизоду из жития «апостола Арденн» святого Губерта, которого католики считают покровителем охоты и охотников. Там говорится, что живший в VII-VIII граф Губерт Льежский в канун Рождества увидел в лесу оленя с сияющим крестом над головой, отрекся от титула и прежней разгульной жизни, постригся в монахи и стал впоследствии уважаемым епископом. 35-градусный горький ликер «Егермейстер» выпускается компанией Mast-Jägermeister SE, расположенной в городе Вольфенбюттель (земля Нижняя Саксония), и экспортируется в десятки стран. Рецепт, придуманный тогдашним владельцем фирмы Куртом Мастом, до сих пор хранится в секрете. Известно лишь, что в состав «Егермейстера» входят 56 трав и кореньев, и что он выдерживается 12 месяцев в дубовых бочках. Напиток используется как дижестив, а также в коктейлях. Слово «егермейстер» значит по-немецки «старший охотник» или «лесничий». Курт Маст был увлеченным охотником» («Русская служба BBC»).

При этом не стоит обольщаться и думать, что в России в этом отношении дела обстоят намного лучше, чем в «развитых странах мира». Здесь опять можно воспользоваться аналогией с эпидемиологической ситуацией, где пока еще не столь пугающая статистика заболеваний опасным вирусом нового типа и смертей от него в нашей стране примерно соответствует ситуации в духовном плане и по отношению к христианской символике, в частности. «Похожий случай недавно имел место в России. В январе 2020 года суд по интеллектуальным правам разрешил компании Никиты Михалкова «Бесогон» использовать икону святого Никиты Бесогона в качестве товарного знака. Ранее Роспатент счел, что использование образа святого в коммерческих целях может быть расценено как оскорбление чувств православных верующих» («Русская служба BBC»).

Показательным в этом плане является то обстоятельство, что порой кощунства подобного рода проходят мимо христианского сознания, особенно когда это происходит в сфере художественного творчества и вообще «высокой культуры», где меньше всего этого ожидаешь. Продемонстрировать это можно на примере другого использования того же самого эпизода из жития святого Губерта в цикле сочинений о бароне Мюнхгаузене (впервые – в книге «Der Sonderling» графа Рокса Фридриха Линара (1761 г.)). Этим эпизодом начинается знаменитая экранизация М. Захарова пьесы Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен» по мотивам данной мифологии, где, как мы помним, навстречу охотникам выходит олень, на голове которого расцвело вишневое дерево, выросшее от выпущенной в лоб этого оленя вишневой косточки. В этом эпизоде просматривается скрытая пародия на фрагмент жития как выражение скепсиса и религиозного вольнодумства той эпохи. «Мне была хорошо известна очень старая легенда о покровителе охотников св. Геберте и явившемся ему в тёмном лесу олене с крестом между рогами. Лучшие охотники, в том числе и я, служили каждый год св. Геберту молебны. Я очень часто видел этого оленя нарисованным в церквях, в кабинетах охотников, а также вышитым на одежде рыцарей. Не могу вам сказать, жили эти олени только в старину или существуют до сих пор…» (Распе Р.Э. Путешествия и приключения барона Мюнхгаузена. Цит. по изд.: СПб., 1912). Иными словами, вырастание дерева на голове лесного зверя для Рáспе было более вероятным событием, чем знамение креста между его рогов. Так, в свойственной вольтерианской эпохе манере отрицание Христианства и неверие в его «легенды» проявляется здесь еще в форме сдержанной иронии, тонкой насмешки, поскольку резкий переход от тысячелетней истории христианской Европы к воинствующему атеизму был психологически труден даже для самого вольтерианца (это все равно, что сыну поднять руку на мать или на отца), и поэтому требовались такие переходные этапы культурной революции, постепенное расшатывание власти многовековой Традиции.

Любопытно отметить, что сейчас, после периода своего рода реакции, то есть относительного усиления позиций Церкви в общественном сознании, вольтерианский метод борьбы с Христианством тоже переживает ренессанс. В частности, методологически похожая кощунственная пародия недавно была осуществлена в популярном телешоу Ивана Урганта, где совпадение дат православного Рождества Христова и дня рождения голливудского актера Николаса Кейджа стало поводом для создания фотоколлажа, на котором «младенца» Кейджа держат на руках знаменитые кинорежиссеры (включая упомянутого уже Н. Михалкова) в образе волхвов. Сюда же можно отнести фрик-свадьбу телеведущей Ксении Собчак и режиссера Константина Богомолова с венчанием, плавно переходящим в стриптиз-шоу. В этом же стиле религиозного цинизма на постоянной основе работает небезызвестный французский журнал «Шарли Эбдо».

Конечно, человеческое неверие никогда не согласится с такой этиологией настигшей богоборческую цивилизацию эпидемии, сочтя это за «средневековое мракобесие». Но христианин не может думать иначе, поскольку «уста Господни» прямо говорят об этом. «Самый тяжелый удар эпидемии коронавируса приняла на себя Италия, где от SARS-CoV-2 погибли уже по меньшей мере 7500 человек – в два с лишним раза больше, чем во всем Китае. При этом официальная статистика учитывает только подтвержденные случаи коронавирусной инфекции. Реальное число погибших может быть больше в несколько раз. Почему именно там эпидемия развивалась столь стремительно и с такими трагическими последствиями?» (Воронин Н. Коронавирус: почему именно в Италии так много жертв?). Далее следует перечисление нескольких факторов, позитивистского характера, которые объясняют только физический механизм распространения инфекции. Духовные же (то есть, объективно, первичные) причины произошедшего нужно искать в религиозной жизни страны. Например, можно вспомнить не так давно организованные Ватиканом «моления» языческой «богине Матери-Земле» и другие беспрецедентные для католического мира кощунства… …И будут глады, моры и землетрясения по местам… по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:12-13).

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
28 марта 2020

Заметки на полях

  • Вроде бы странно находить связь между этикеткой на бутылке и эпидемией, постигшей мiр, но в духовной жизни мелочей не бывает. И этикетка, и телешоу — как высыпания на коже, свидетельствующие о серьёзном внутреннем заболевании.

  • Москва

    Связь между этикикеткой на бутылке и эпидемией уже очевидна. А для нас — предупреждение. Хочется верить, что на этот раз мы выстоим. И хочется верить, что мы многое переосмыслим, сделаем выводы и сохраним это в памяти …но, к сожалению, многое в наше время забывается…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа