col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ещё о «христианском роке»

Недавно на Первом канале вышел в эфир репортаж, посвященный деятельности молодежной «христианской рок-группы», созданной при Храме в небольшом городе Пензенской области. В репертуаре группы, помимо рок-баллад, советских песен и песен из мультфильмов, — псалмы на церковнославянском. В репортаже звучат слова руководителя группы, настоятеля Храма отца Андрея: «Главное — не жанр, а тот смысл, который вкладывается в композицию… Текст псалма ставим выше, для нас он важнее». В то же время начинается репортаж с замечания журналиста: «За гитарными ритмами неподготовленному слушателю сразу и не разобрать слов».

Форма и содержание должны соответствовать друг другу. Посмотрим на церковное искусство: если каноническая икона является «богословием в красках», то образ, написанный в академическом стиле, как будто приземляет мысль, уводит в сферу скорее душевную, а не духовную. Есть и такие христианские изображения, в которых торжествует телесное: вспомним Ангелов, изображаемых в виде пышущих здоровьем младенцев (амурчиков-купидончиков). То же в церковном пении: есть древние молитвенные распевы, а есть произведения выдающихся композиторов, которые в профессиональном исполнении звучат, как отрывки из оперы. А если выйти за пределы церковных стен, то мы увидим еще большее искажение формы, которая лишает содержание глубины и, в конечном итоге, смысла: вспомним знаменитый шлягер «By the Rivers of Babylon» в исполнении группы Boney M. Звучит зажигательно, а ведь это 136-й псалом — тот самый, который исполняет и христианская рок-группа из Пензенской области.

«Воспаленное воображение и неуправляемые эмоции – это область страстей, куда проникает не благодать, а демонический дух, — пишет архимандрит Рафаил (Карелин). — Рок-музыка создает свои установки и ритмы в психике человека. Если даже любитель рока придет в храм, то будет воспринимать богослужение через эти установки, то есть на душевно-страстном уровне. Беда в том, что некоторые священники, одушевленные идеей миссионерства среди молодежи, посещают рок-концерты и, чтобы наладить контакт с этой молодежью, начинают хвалить рок, приписывать ему несуществующую духовность. Эти маневры превращаются в апологию не христианства, а рока; и молодежь приходит к выводу, что можно без особого ущерба для себя посещать рок-концерты и храм: ночью слушать оргиастическую музыку рока, а утром причащаться в храме. Я думаю, что любители рока могут только внешне воспринять христианство, и то – как отражение в кривом и загрязненном зеркале; а чтобы по-настоящему воцерковиться, они должны порвать с роком как с демонической стихией и через покаяние и молитву очистить от него память своего сердца».

Конечно, не хочется лишать детей радости творчества, и все же стоит задуматься о том, что важнее: «самовыражение» и раскрепощенность или воцерковление, богатая душевная жизнь или жизнь духовная, ведущая ко спасению. Дай Бог всем нам найти свой Путь ко Христу, единственный и неповторимый.


Заметки на полях

  • Похоже настоятель этого храма в душе так и остался рок-музыкантом, несмотря на священнический сан. Непонятно только, как можно положить псалом, в котором говорится о трагедии народа на такой бодренький, почти весёлый мотивчик? Ну дети, положим, не понимают, о чем поют, но взрослые то должны понимать.

  • В наше время уже ничему не приходится удивляться… Юные рок-христиане — еще один огорчающий пример того, что увеличивается число экспериментаторов, желающих по-есенински «розу белую с черной жабой… на земле повенчать»…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!