col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Пастыри и наёмники, воры и разбойники

Продолжение, части первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая

Часть двенадцатая

Кто ты, Мар­тын За­де­ка? С этим во­про­сом мы ос­та­ви­ли пре­ды­ду­щую часть статьи. Кто ты, «Тать­я­нин» на­став­ник и со­жи­тель? «Кто ты, мой ан­гел ли хра­ни­тель, / Или ко­вар­ный ис­ку­си­тель: / Мои со­мненья раз­ре­ши», — как пи­са­ла «Тать­я­на» в пись­ме к «Оне­ги­ну»[1]. Сам Пуш­кин на­зы­ва­ет За­де­ку в ро­ма­не га­да­те­лем, а в при­ме­ча­ни­ях к ро­ма­ну — поч­тен­ным че­ло­ве­ком, не пи­сав­шим ни­ко­гда га­да­тель­ных книг. Вот и по­йми этих по­э­тов. За­де­ка у Пуш­ки­на од­но­вре­мен­но и гла­ва хал­дейс­ких му­дре­цов, и со­ста­ви­тель сон­ни­ков. Но при­лич­но ли по­чтен­но­му му­дре­цу со­став­лять сон­ни­ки?

Ее тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье
Татьяна хочет отыскать.
Татьяна в оглавленье кратком
Находит азбучным порядком
Слова: бор, буря, ведьма, ель,
Еж, мрак, мосток, медведь, метель
И прочая. Ее сомнений
Мартын Задека не решит;
Но сон зловещий ей сулит
Печальных много приключений.
Дней несколько она потом
Все беспокоилась о том.
(глава V, строфа XXIV)

Если книга Задеки — сонник, то почему она не решит «Таниных» сомнений? Приснился медведь, ищи слово «медведь», читай истолкование сновиденья — вот ответ на все сомненья. Но Пушкин не говорит, какие толкования предлагает книга Задеки, хотя, как кажется, должен был это сделать, потому что Мартин Задека «отрады во всех печалях ей дарит…». Если до сих пор Задека дарил «Татьяне» отрады во всех печалях, то почему он не утешил её в этот раз? И обратите внимание на очередную материализацию Задеки. Как и в случае с «Татьяниным» чтением Пушкин не говорит, что книга Задеки лежала рядом с «Татьяной», но — Мартын Задека с нею спит, так и здесь, не книга Задеки, но сам Задека не решит «Таниных» вопросов. Вы, может, скажете, что это моё извращённое восприятие обычных речевых оборотов? Нет, читатель, это гениальная поэзия Пушкина. И если она гениальна (а для некоторых она ещё и пророческая), то каждое её слово должно обращать на себя самое пристальное внимание.

Не нашла «Татьяна» решений своего сна в соннике, хотя легко могла бы это сделать, и опять возникает вопрос, почему умная женщина полагается на сонник? Не будем забывать, что «Татьяна» — верный идеал Пушкина. Почему идеал спит с сонником? Может, он пуст и глуп? Или книга Задеки не сонник? Да и не писал Задека никогда гадательных книг. В тупик завёл нас Пушкин. Может, он же подскажет, как из него выбраться?

«О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!»
(Жуковский)

Это эпиграф к 5-ой главе «Евгения Онегина», и, по-моему, это ключик как к указанным противоречиям Пушкина, так и к странным взаимоотношениям «Татьяны» с Задекой. Но чтобы «Светланой» открыть «Татьяну», нужно знать, кто такая «Светлана». В статье «Баллада В. А. Жуковского «Людмила» как образчик масонской пропаганды» разбираются вопросы происхождения «Светланы», а если вкратце, то «Светлана» это лубочная «Людмила», «Людмила» это перевод «Леноры», а «Ленора» это поэтическое описание масонского ритуала. Желающие ознакомиться с этой точкой зрения могут пройти по указанной ссылке и оставить соответствующие комментарии. Я же повторю здесь то, что сказал в конце той статьи.

«Светлана» была сочинена Жуковским через четыре года после «Людмилы» для отвода глаз от её масонского содержания. Но, может, я не прав. Может, и нужды в таком отводе никакой не было, и «Светлана» была написана как адаптированный и приспособленный к вкусам широкой публики вариант «Людмилы». «Людмила» же имела своей целью вовлечение профанов в масонские мистерии, но не через деятельное участие — профаны до этого не доросли — а через чтение, умственное вникание, мечтательное представление написанного в балладах «Ленора», «Людмила», «Ольга», «Светлана»… Неужели и «Татьяна» создана для такого же вовлечения? Неужели и в «Евгении Онегине» мне мерещатся масоны? Хуже, читатель. Но что может быть хуже масонов? Хуже масонов — их идеология. Масоны всего лишь исполнители, а идеология — вдохновительница, поэтому она страшнее и опаснее самих масонов.

Напомню, что помимо «верного идеала» «Татьяна» является для поэта Пушкина музой, как он говорит в начале 8-й главы «ЕО», где перебирает наряды своей музы. Прежде описана лицейская муза Пушкина, являвшаяся ему «при кликах лебединых»[2], затем муза-вакханочка[3], муза-Ленора… Этот образ подробно разбирается в названной статье о балладе В. А. Жуковского «Людмила», являющейся переводом «Леноры». Пушкин пишет: «Она Ленорой при луне / Со мной скакала на коне!» «Она» это муза Пушкина, а Ленора скакала с мертвецом. Выходит, Пушкин уподобляет себя мертвому жениху своей музы. И после этих стихов утверждать, что Пушкин православный поэт?

Далее идёт описание музы, которая «позабыв столицы дальней / И блеск и шумные пиры, / В глуши Молдавии печальной / Она смиренные шатры / Племён бродящих посещала, / И между ими одичала, / И позабыла речь богов / Для скудных, странных языков, / Для песен степи, ей любезной…». «Смиренные шатры» — не комнаты ли кишинёвской ложи «Овидий»? «Племена бродящие» — не братки ли масоны? «Речь богов» — не язык ли Святой Церкви и Священного Писания? «Скудные, странные языки» — не символы ли и знаки масонские? Не эта ли муза явилась поэту в образе «серафима» и продиктовала «Пророка»[4]? Не с этой ли музой «душа в заветной лире мой прах переживёт»? Подумать только, не со Христом и не во Христе, но в «заветной лире» душа поэта «тленья убежит». И что значит выраженье «заветная лира»? Поэт с лирой заключил завет? Новый, ветхий, масонский?

«Вдруг изменилось всё кругом…». Многие полагают, что Пушкин оставил масонство. Может быть. Но оставить деятельное участие в масонском движении, не значит перестать быть масоном. Однажды приняв масонскую инициацию, Пушкин, даже если не участвовал после 1821 года в «братских» ритуалах, оставался масоном «в душе».

Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

На этот раз муза явилась Пушкину «Татьяной» с французской книжкою в руках. Впрочем, это днём с французской, а по ночам — в обнимку с книгой Мартына Задеки. Но кто этот загадочный герой? И что это за книга, служившая Пушкину источником вдохновения? Вернёмся к авторитетным толкователям.

В. В. Набоков: Мартын Задека. Я склонен рассматривать этот персонаж как искусственное создание, сфабрикованное в 1770 г. анонимным составителем астрономических таблиц германо-швейцарского происхождения, который, по-видимому, производил имя своего «мудреца» от раввинского звания «цадик», означающего «особо праведный», или от Садок, имени одного священника времен царя Соломона, или от Седекия, «fameux cabaliste» «знаменитый каббалист», в правление Пипина Короткого (восьмой век)…

Г.С.: Три варианта происхождения имени «искусственного персонажа» Мартына Задеки предлагает Набоков. Первый вариант — от раввинского звания «цадик», второй — от имени ветхозаветного священника Садока, третий — от имени знаменитого каббалиста Седекии. Мог ли Мартын Задека быть каббалистом? Очень даже мог, потому что самим Пушкиным он назван главой халдейских мудрецов. А кто такие халдеи? Интернет: «Греки называли халдеями древнюю касту жрецов, принадлежавших к племени халдеев, которые занимались астрологией и астрономией. Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (VI век до н.э.) и вошла позднее в каббалу — древнееврейскую трансовую культуру».

А может, имя Задеки связано с ветхозаветными царями Мелхиседеком и Седекией, и через эти имена — с масонами? Александр Рыбалко: «Далее гости (т.е. паломники-масоны в Иерусалим. — Г.С.) проходят через Сионские ворота, которые штурмовали крестоносцы, в Старый город, на античную улицу Кардо, а затем изучают остатки так называемого города Мелхиседека. Мелхиседек, царь Иерусалимский и одновременно «священник Бога Всевышнего», упоминается в Пятикнижии Моисеевом. Патриарх Авраам, разгромив враждебных царей, принес этому властителю десятину от добычи. Образ Мелхиседека (на иврите Малки Цедек, то есть «царь праведный») играет важную роль в высших степенях масонства. Однажды в Старом городе Иерусалима проходили раскопки. Возле улицы Кардо нашли развалины дома периода Второго храма. Во время раскопок оказалось, что дом стоит на фундаменте строения времен Первого храма. А когда нечаянно пробили пол у ямы для хранения воды, под ним оказались огромные камни еще доеврейского периода истории Иерусалима — так нашим современникам явил себя предполагаемый «город царя Мелхиседека». Теперь масоны посещают это место, чтобы полюбоваться на доисторические камни. Разумеется, не остается забытой пещера царя Цидкиягу, в христианской традиции Седекии, неподалеку от Шхемских (Дамасских) ворот. Предание говорит, что в этих катакомбах брали камень для строительства храма. Когда Великую ложу Израиля посещают именитые гости, в пещере Цидкиягу проводятся обряды масонских степеней Королевской Арки (эти степени посвящены строительству Второго храма). Для адептов учения это примерно то же, что для поклонников Шекспира разыгрывать «Гамлет» в датском замке Эльсинор». http://nvo.ng.ru/style/2011-01-19/8_massony.html

А вот с третьим вариантом происхождения имени Мартына Задеки (по набоковскому счёту первым), полагаю, будет небезынтересно ознакомиться подробнее, чем с двумя другими, поскольку такие слова как «цадик», «хасид», «хабад» всё основательнее входят в российскую действительность. Желающие могут сделать это самостоятельно, набрав в поисковике соответствующие слова. Нежелающим могу предложить свои комментарии.

«Цадик (еврейское Zaddik, т. е. праведник) — звание, присвоенное представителям духовенства у евреев-хасидов. Этот термин, употребляемый чаще в литературе, заменяется в разговорной речи словом «ребе» (учитель). От раввина Ц. отличается тем, что он является не формальным толкователем религиозных законов, а руководителем и оракулом в житейских делах, имеющим огромную власть над совестью верующей массы. О возникновении института Ц. и о развитии культа Ц., или «цадикизма», см. Хасидизм» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб.,1890-1907).

Г.С.: Не могу понять, какое духовенство у «евреев-хасидов» разумеется в данной статье? Какое может быть духовенство у «евреев», если Бог разрушением храма запретил им совершать службы? Говорят, что Википедия предвзятый справочник, но в ней-то как раз понимают, чего не понимали (или делали вид, что не понимали?) издатели Энциклопедии императорской России, — что духовенства нет ни в иудаизме, ни в мусульманстве. Возникает вопрос: а религии ли это в таком случае? Буквальное значение слова re-ligo — воссоединение. Грех разъединил Адама и вышедшее из него человечество с Богом. Как соединить? Через искупление греха посредством жертвы. А если нет законной, т.е. Богом дарованной и установленной жертвы, то как может произойти законное воссоединение? Задавшись этим вопросом, я обратился к первоисточникам.

Р-н Александр Фейгин: Со времен Бешта [Бааль Шем Това] хасидизм разделился на сотни (около 300) дворов и школ, которыми правили несколько тысяч рабеим-цадиков.
https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1461254

Ба­аль Шем Тов, или БеШТ (1698-1760), каб­ба­лист, ос­но­ва­тель ха­си­диз­ма

Г.С.: Чему же учили и учат цадики? Как они правили и правят?

Р-н Александр Фейгин: Если простой человек удостаивается контакта с Б-гом в мгновения вдохновенной молитвы, то цадик уже «прильнул» к Нему и не отдаляется от Б-га ни на одно мгновение.

Г.С.: По-моему, рискованно говорить так о ком-либо из людей. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья (Мф. 23:8).

Р-н Александр Фейгин: Кто хочет близости к Б-гу, пусть приблизится к цадику.

Г.С.: Разве? А мне так нравится другая мудрость: «подальше от начальства, поближе к кухне», «подальше от попов, поближе к Церкви». Но это в армии и церкви можно подальше, а в иудаизме без близости к цадику нельзя, ведь там ничего кроме него и Талмуда нет: ни церкви, ни таинств, ни благодати. Если христианин вне зависимости от его отношения к священнослужителю может получить в церкви всё: от отпущения грехов до всесильной Божией помощи, то в иудаизме что? Только к цадику «шехиниться» и остаётся.

Р-н Александр Фейгин: Эта близость и ученичество требуют безусловного подчинения воле цадика, ведь сам праведник, безусловно, битель («анулировал, уничтожил») свою волю перед волей Всевышнего. Поэтому «все тайное открыто перед ним».

Г.С.: Не в таком ли понимании роли наставника кроются духовные истоки того, что называется «культом личности»?

Р-н Александр Фейгин: …нет нейтральных (секулярных) действий в жизни праведника. Все, что он делает и говорит, есть проповедь веры. Повседневный, бытовой разговор и даже «болтовня» праведника, даже если он говорит о семье служанки, полны мистического вселенского смысла. Кто знает, какой шум стоит на небесах, когда праведник произносит простую будничную фразу?!

Г.С.: Откуда это известно? Вы что там, на небесах, бывали? А, вам цадики об этом поведали. Как, например, тот же Бешт, говоривший: «Человек — как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы». Только повреждённое каббалой сознание могло такое изречь. Нам, грешным человекам, хотя бы чуточку подняться по спущенной от Бога лествице (см. Быт. 28:12-13) и не свалиться с неё, а уж наводить порядок в небесных сферах…

Шнеур Залман, или Алтер Ребе (1745-1812), каб­ба­лист, ос­но­ва­тель ха­сид­ско­го дви­же­ния Ха­бад, ав­тор ос­но­во­по­ла­га­ю­щей кни­ги это­го уче­ния, име­ну­е­мой «Та­ния», ко­то­рая счи­та­ет­ся у ха­бад­ни­ков «свя­щен­ным пи­са­ни­ем», по­то­му что по­ло­же­на для еже­днев­но­го чте­ния

Р-н Александр Фейгин: Иудаизм издавна установил норму «веры мудрецам»: «По закону, как они укажут тебе и по установлениям, которые скажут тебе, поступай, не отклоняйся от того, что скажут тебе, вправо и влево». … даже если скажут тебе о правом «лево» и о левом «право», а уж тем более, если скажут тебе о правом «право» и о левом «лево».

Г.С.: Простите, не понял. Вы же отнимаете у меня этими словами возможность судить, где право и лево, п.ч. как скажет цадик, так и должно быть. Зачем же тогда говорить: «тем более, если скажут тебе о правом право…»? Откуда я могу знать, где право, пока мне не скажет об этом цадик?

Р-н Александр Фейгин: Цадик — пророк и чудотворец — основа основ в хасидизме. Но и в этом едином фундаменте есть нюансы: польские и украинские хасиды и двух слов не скажут, не упомянув чудеса, виденные ими «при дворе», белорусские и литовские «прикрывают» чудеса и говорят только о «Торе праведника».

Г.С.: Территориальное различие хасидов, названное здесь, ЭСБЕ объясняет так: «Склонность к мистическим учениям и сектантству сильно проявлялась среди евреев юго-зап. или украинских областей Польши (Волынь, Подолия, Галиция), между тем как в сев.-зап. областях (Литва, Белоруссия) самодержавно господствовала раввинская ортодоксия. Это объяснялось глубоким социально-культурным различием между северными, или «литовскими» евреями и южными, или «украинскими». В Литве еврейская масса была сосредоточена преимущественно в густонаселённых городах, где процветала раввинская школьная образованность (иешиботы), в Украйне-же масса была более разбросана по деревням, вдали от умственных центров, и часто коснела в невежестве (ЭСБЕ, ст. «Хасидизм»).

Г.С.: А что касается «чудес при дворе», вскользь упомянутых в статье р-на Александра Фейгина, то в том же ЭСБЕ читаем: «Выгодное звание цадика делалось наследственным в роде. Размножились «династии» цадиков, оспаривавшие друг и друга первенство. «Культ праведников» Бешта вырождался в систему эксплуатации народного легковерия. Внук Бешта, Борух, получая громадные доходы от своих поклонников, вёл в Тульчине и Меджибоже жизнь польского магната, имел свой «двор» и многочисленную свиту и завёл себе даже придворного шута. Он отличался крайним властолюбием, высокомерно относился к современным ему популярным цадикам» (ЭСБЕ, Семен Маркович (Шимон Меерович) Ду́бнов (1860-1941)).

Р-н Александр Фейгин: Но и те и другие, (т.е. украинские и литовские «евреи». — Г.С.) приходят к цадику за «ешуот»[5] — буквально за «спасениями»[6], а по сути — за благословениями на каждую «мелочь» из жизненных нужд и дел. Просят разрешения бесплодия, заработок, спрашивают, купить ли лавку, продать ли дом, жениться ли, переехать ли в другой город. Цадики обычно не были в восторге от этого рода просьб. Например, рабби Нахман[7] говорит: «Приходят просить о пропитании, а я-то пришел только, чтобы их сердца очистить».

Г.С: Сердца очистить? Да ведь это цель христианской жизни! Удивительно слышать эти слова из уст рабби Нахмана. А разве Иисус Христос не для того приходил, чтобы очистить и спасти души наши? Почему же Его распяли, а рабби Нахмана слушают? Потому что последний не называл себя Сыном Божиим? Но в таком случае какой силой и властью рабби очищает сердца людей? Чем они будут очищены, если ни жертв, ни богослужения в иудаизме нет? Священник, например, очищает грехи людские кровью Христовой. А цадик чем? Талмудом? Впрочем, как мы читали выше, если назовёт цадик правое левым, все должны поверить и принять, — так, видимо, и в очищении сердечном обстоят дела: стоит только цадику сказать: «очищен», и человек должен в это поверить, п.ч. цадик — основа основ в хасидизме.

Р-н Александр Фейгин: Если вера в цадика — высшая добродетель, то скепсис по отношению к его личности и чудесам, ему приписываемым — страшный грех (а хасиды скажут, что и большая глупость: ведь «не грешит человек, если не овладеет им дух глупости»). Бунтовать против цадика хуже, чем против Всевышнего — говорит «Кол мевасер» в комментарии к Псалмам.

Г.С.: Всё понятно. Вера в цадика это ноу-хау хасидизма. Это как вера в вождя мирового пролетариата у советского человека. Кстати, о ленинском мавзолее. Президент РФ говорит, что мавзолей стоит на Красной площади и будет стоять до тех пор, пока он пребывает у власти, потому что поклоняться мощам это — христианская традиция. Это верно лишь отчасти: поклонение мощам в христианской традиции совершается в храме, а не на могиле. И происходит так потому, что не столько мощам святого покланяются христиане, сколько вместе с ним молятся Христу Богу. Поэтому христианская традиция — полагать мощи в церкви, а поклоняться человеческим останкам на их могилах это — «еврейская» традиция. А посему охелью (охелем?)[8], или домом советской молитвы нужно назвать мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. И знать, крепка эта молитва, если её дом стоит в самом центре страны. То же самое можно сказать про памятники святым Божиим угодникам, усиленно распространяемые в последнее время на Руси. Это не русская традиция — молиться перед отдельно стоящей статуей. Потому как, если и делались фигуры Христа, Богородицы, святых, то они поставлялись в храме или часовне. А молиться Богу перед одиноко стоящим монументом может только повреждённое в католицизме и иудаизме сознание.

И в завершении несколько цитат из Википедии (куда ж без неё?): Согласно хасидскому преданию, Бааль Шем Тов вызывал Сата́на, чтобы узнать тайну имени Б-га. https://clck.ru/Ju79x

Г.С.: Вызывал сатану? Хасиды, мне страшно от этих откровений. Чем вы занимаетесь в вашем хасидизме?

БеШТ (Баал Шем Тов): Чтобы вытащить из грязи себе подобного, нужно самому ступить в грязь.

Г.С.: В грязь лезть не нужно, достаточно протянуть руку.

БеШТ: Каждый еврей является частью Шехины.

Г.С.: А вот здесь хотелось бы поподробнее. Кто есть еврей? Что есть Шехина? Не здесь ли ключик к дверце в каморке папы Карлы? Не этим ли ключиком властвует цадик «над совестью верующей массы», по выражению ЭСБЭ? Интересно, как толкуют хасиды это изречение Бааль Шем Това? Может, уместнее назвать его основателем не хасидизма, но баальшемизма?

БеШТ: Не отвергай красоту девушки, но стремись, чтобы признание красоты возвращало тебя к её источнику — Богу. Если человек овладеет этой мудростью, то его физическое наслаждение будет влечь за собой и духовный рост.

Г.С.: Пожалуйста и, что называется, на здоровье не отвергай красоту девицы. Только не называй это духовным ростом. Большая беда, когда человек теряет ориентацию и бестолково путает верх-низ, право-лево, перед-зад…

Википедия: В это время Исраэль (то бишь Бешт. — Г.С.) познакомился с атаманом украинского движения карпатских опришков Довбушем, банде которого помог укрыться в пещере. За это Довбуш подарил Исраэлю трубку, с которой тот не расставался до конца жизни.

Г.С.: Известны ли в русской истории случаи, когда кто-либо из святых помогал укрыться ОПГ Довбуша или Степана Разина, или Емельяна Пугачёва, или Василия Чапаева и им подобным в пещере? Не припомню. Кстати сказать, благодаря поэту А.С. Пушкину у меня возникла и до сих пор сохраняется симпатия к Пугачёву из-за выдуманной Пушкиным истории про заячью шубу «Гринёва» в «Капитанской дочке».

Но, спрашивается, какое отношение к «Татьяне Лариной» имеет всё здесь сказанное про цадиков и хасидизм? Самое прямое. Через любимое чтение «Татьяны» — Мартына Задеку. Предлагаю считать данную часть статьи «Пастыри и наёмники, воры и разбойники» расширенным комментарием к этому персонажу романа «Евгений Онегин», и смею думать, что он прокомментирован мною точнее, чем В. В. Набоковым с его швейцарской мадемуазелью и поедателем трав в альпийских горах. «Еврейские» цадики к верному идеалу и музе А. С. Пушкина «Татьяне Лариной» имеют самое прямое отношение, и чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно взглянуть на могильный памятник поэта и украшающие его одиннадцать «еврейских» звёзд.

Продолжение следует.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
4 января 2020

[1] Обстоятельства публикации этого письма усугубляют бредообразующее состояние мешанины вымысла и реальности, в которое погружает художественная литература своих писателей и читателей. Если, как говорит Пушкин, «письмо Татьяны передо мной, его я свято берегу», то по какому праву он его публикует? Спросил ли поэт «Татьяниного» разрешения на это? Мой вопрос странен? А на мой взгляд, странно обливаться слезами над вымыслом. Или же гневаться над ним. Причём реакция плача или гнева будет зависеть не от вымысла, а от состоянии души читающего. Так плачет или гневается пьяница после принятия соответствующих граммов спиртосодержащего напитка.

[2] Не эта ли муза внушила восемнадцатилетнему Александру стихи: «Самовластительный Злодей! / Тебя, твой трон я ненавижу, / Твою погибель, смерть детей / С жестокой радостию вижу…»? В таком случае, не перепутал ли юный Пушкин клики лебединые и кличи революционные?

[3] О вакханальном прикиде, простите, наряде пушкинской музы поведал нам архиепископ Никанор (Бровкович) в таких словах: «Видим мы в этой поэзии [Пушкина] не только обнажение блуда, не только послабление ему, но и одобрение его в принципе, но и воспевание его в обольстительных звуках, но и всяческое поощрение к нему, но и заповедание его в предсмертных завещаниях поэта».

[4] Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году, а запись о приёме в масоны появилась в дневнике в 1821 году: «4 мая был я принят в масоны» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1937 – 1949. Т.12., с.303).

[5] Википедия: «Иисус — имя нескольких библейско-исторических личностей, русская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (Иешу́а), в свою очередь являющегося краткой формой имени יהושע (Йехошу́а) (имя состоит из двух корней — «Йехова» и «спасение»)».

[6] Иудеи идут к цадику за ешуот, христиане к Иисусу Христу за спасением, но когда спасение понимается последними как ешуот, чем тогда они отличаются от иудеев?

[7] Википедия передаёт слова рабби Нахмана (1772-1810): «Музыка обладает огромной силой привлечения к Богу. Развивай в себе привычку всегда напевать какой-нибудь мотив. Он даст тебе новую жизнь и пошлёт радость в твою душу». Г.С.: С точки зрения нашего православного пути к Богу данный совет — от лукавого, поскольку является методом скорейшего забесовления своего сознания.

[8] Мавзолейные сооружения на «еврейских» кладбищах называются охель, или огель. https://ujew.com.ua/habad-istoriya-protivorechij

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок