col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Монахиня Корнилия (Рис). Святые отцы против «Игры престолов»

«Можно ли это стерпеть? Можно ли это снести? У вас самих я хочу судиться против вас же», – этими словами святитель Иоанн Златоуст начинает «Беседу против оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища».

«Можно ли это стерпеть, можно ли это снести? Я не перестану постоянно говорить это и тем облегчать свою скорбь, чтобы не заглушить ее молчанием, но поставить на вид и обнаружить пред вашими глазами». Святитель Иоанн Златоуст в свое время приходил в ужас, когда легкомысленные христиане вместо того, чтобы молиться Богу, убегали в театры или на скачки. К теме «Христиане и всемирная индустрия развлечений и СМИ» стоит возвращаться снова и снова, и особенно сегодня, когда контент, в котором преобладают открытые насилие и порнография, так умело, словно бы под гипнозом, подается миллионам потребителей во всем мире. И этот контент, который люди, в том числе христиане, смотрят в фильмах и телешоу, все глубже падает в темную бездну расчеловечения. А мы все включаем эти видео, словно жертвы питона в состоянии полного сомнамбулизма. Питон все крепче сжимает нас в своих смертельных объятьях, и мы час за часом все глубже погружаемся в его чрево.

Святитель Иоанн Златоуст вопрошал:

«Разве ты не знаешь, что, подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь великий дом, то есть этот мир, ты не отдал Ему своего долга? И не достаточно тебе было предшествовавшего дня, но и на другой день, когда следовало бы немного отдохнуть от прежнего нечестия, ты опять пошел на зрелище, из дыма бросившись в пламя, низвергнув себя в другую, ужаснейшую пропасть».

И мало того, что сами посвятили этому так много времени, – мы еще разрешаем это своим детям.

«Старцы посрамляли свои седины, юноши подвергали опасности свою юность, отцы приводили туда своих детей, ввергая их, в самом начале невинного возраста, в пропасть нечестия, так что не погрешил бы тот, кто назвал бы таковых не отцами, а детоубийцами, нечестием погубляющими души рожденных ими», – продолжает Иоанн Златоуст.

Кажется, будто зрители уже стали столь нечувствительными к порнографии, что могут сегодня возразить святителю Иоанну: «Что с того, что мы посмотрим несколько сомнительных сцен? Ведь сериал так изысканно, тонко поставлен!» Их логика такова, что если они покопаются в грязи «еще один сезон», то рано или поздно найдут в сериале нечто «нравственное».

«Какое же, скажешь, здесь нечестие? Но потому-то я и скорблю, что ты и болен и не знаешь, что ты болен, и не ищешь врача. Ты исполнен прелюбодеяния и спрашиваешь: какое нечестие? Или ты не слышал слов Христовых: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28)? А что, если я, скажешь, буду смотреть не “с вожделением”? Но как ты будешь в силах убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, тот как может после созерцания остаться чистым? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Ты облечен плотью, плотью человеческою, которая сильнее соломы воспламеняется от похоти», – продолжает Златоуст.

А мы думаем, что к нам это не относится. «Неужели мы звери, у которых во время просмотра видео возникает желание заняться тем, что они в нем видят?» – возражаем мы.

«Как дерзаешь сказать, что не испытываешь ничего человеческого? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Я не перестану повторять то же. Разве ты любомудреннее тех великих и доблестных мужей, которые пали только от одного такого взгляда? Не слышал ли ты, что говорит Соломон? Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч. 6:27–28). Хотя бы ты и не имел совокупления с блудницею, но ты имел с нею связь пожеланием и совершил грех волею. И не только в то время, но и тогда, когда окончится зрелище, когда она уже уйдет, в душе твоей остается ее образ, слова, одежды, взгляды, походка, стройность, ловкость, прелюбодейные члены, и ты уходишь, получив множество ран. Не отсюда ли беспорядки в доме? Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли бессмысленные неприятности? Когда ты, занятый и плененный ею, приходишь домой, то и жена кажется тебе менее приятною, и дети – более надоедливыми, и слуги – несносными, и дом – отвратительным, и обычные заботы к устроению надлежащих дел кажутся тягостными, и всякий приходящий – неприятным и ненавистным», – увещевает Златоуст.

И это не говоря уже о насилии, о котором писали другие древние отцы Церкви.

«Но правда и то, что нельзя без срама смотреть на все то, что происходит на позорище, а именно: на кулачный бой, на попирания ногами, на пощечины и на другие буйства, обезображивающие лице человека, сотворенного по образу Божию», – пишет Тертуллиан («О зрелищах», гл. 18).

«Я склонен думать, что тлетворное влияние сцены еще более заразительно. Ибо тема комедий – это унижение девственниц и любовные истории блудниц; и чем красноречивее сочинители сцен этих постыдных действий, тем убедительнее выразительность их чувств; а гармоничные и изысканные стихи легче запечатлеваются в памяти слушателей. Подобным образом истории авторов трагедий представляют взору публики отцеубийства и кровосмесительные связи нечестивых царей и прочие трагические преступления. Какое еще воздействие имеют эти непристойные жесты актеров, которые учат блуду и возбуждают похоти? Их возбужденные тела, ставшие женоподобными после копирования женской походки и ношения женской одежды, подражают распутным женщинам своими бесстыдными движениями. Почему я должен говорить о мимах, которые подают пример тлетворного влияния, учат прелюбодеянию, симулируя его, и симуляциями этих действий обучают тех, кто чисты? Что делать молодым мужчинам и девственницам, когда они видят, что эти вещи совершаются без стыда и с охотой лицезреются всеми?» (Лактанций. Т. VII).

Создается впечатление, что святые отцы читали журнал «Psychology Today» и были знакомы с исследованиями современных психологов! Вот что пишет психолог, доктор философии, профессор Университета штата Огайо Брэд А. Бушман в статье «Почему люди отрицают воздействие насилия в масс-медиа?», опубликованной в «Psychology Today»:

«Многие думают, что насилие в масс-медиа не имеет никакого воздействия, потому что они никогда никого не убили, посмотрев телепрограмму, фильм или поиграв в видеоигру, где преобладают насилие и жестокость. Не удивительно, что поглощающие такие СМИ никого не убили, потому что немногие люди убивают себе подобных… Очень трудно спрогнозировать редкие события, такие как убийство, принимая во внимание влияние медиа-насилия и любой другой фактор риска. Однако для большинства людей убийство – самое запоминающееся насильственное действие; поэтому, если в их памяти не запечатлелись многочисленные случаи совершения убийств в результате просмотра насилия в СМИ, они игнорируют низкий процент таких преступлений и делают неверное заключение, что медиа-насилие не оказывает никакого воздействия. Они делают такой вывод, несмотря на то, что агрессивное поведение (хотя и менее радикальное, чем убийство, но более распространенное) в результате просмотра насилия в СМИ вполне предсказуемо. Так, согласно 15-летнему исследованию, если дети в большом количестве смотрели телепередачи со сценами насилия в первом и третьем классе, то вероятность того, что, перешагнув 20-летний возраст, они будут судимы за преступное поведение, возрастает в три раза и значительно увеличивается вероятность их жестокого обращения с супругами и нападения на других людей»[1].

«Согласно другому, 25-летнему исследованию, всего час просмотра телевидения в день может сделать человека более агрессивным по отношению к другим. При некоторых обстоятельствах просмотр телевизора увеличивает риск агрессивности в пять раз. А согласно новейшему исследованию, негативное воздействие просмотра актов насилия распространяется не только на детей, но и на взрослых».

«Исследование подтверждает: что многие психологи установили относительно детей, верно и для взрослых – наблюдение насилия по ТВ в большом объеме с высокой вероятностью вызовет подражание»[2].

«Демонстрация сцен насилия в СМИ учащается и приобретает опасные масштабы», – говорит Эммануэль Танай, доктор медицины, клинический профессор психиатрии Университета Уэйна в штате Мичиган, судебный психиатр с более чем 50-летним стажем.

«Вы включаете телевизор – и видите насилие, идете в кино – и там жестокость, – сказал доктор Танай в интервью журналу «Psychiatric Times». – Реальность искажена. Если вы живете в выдуманном мире, он становится вашей реальностью».

«Согласно исследованию аналитической компании “The Nielsen Company”, средний американец тратит около пяти часов в сутки на просмотр видео, причем 98% – это традиционное телевидение. Почти две трети телепрограмм содержат сцены физического насилия. Большинство видеоигр, включая игры для детей, содержат жестокий контент».

«Как отметил доктор Танай: “Если нечто продвигается, это можно назвать пропагандой”. То, что мы называем индустрией развлечений, действительно пропагандирует насилие»[3].

И пропаганда усиливается с каждым годом. Это заявление было сделано в 2013 году, до того как «Игра престолов» наводнила наши приложения. «Изучив более 10 000 часов телепрограмм с 1994 по 1997 год, авторы “Исследования насилия в передачах национального телевидения” пришли к выводу, что молодежь просматривает порядка 10 000 актов насилия в год. Более половины телевизионных программ содержат жестокий контент – и это исследование проводилось до появления таких сериалов, как “Клан Сопрано”, “Во все тяжкие” и “Настоящая кровь”»[4].

Несомненно, Златоуст и без чтения «Psychology Today» знал, какое вредное воздействие на его паству имел просмотр разжигающего страсти «мусора». Только его боль в сотни раз превышала озабоченность всех психологов, вместе взятых, потому что это воздействие обозначало потерю духовных овец и вечную погибель их душ.

«Причина же этого в том, что ты возвращаешься домой не один, но приводишь с собою блудницу, входящую не явно и открыто, что было бы сноснее, потому что жена скоро выгнала бы ее, но сидящую в твоей душе и в сознании и воспламеняющую внутри тебя вавилонский и даже гораздо сильнейший пламень – ведь пищею этого пламени служит не хворост, нефть и смола, но то, что сказано выше, и все у тебя приходит в беспорядок. И как больные горячкою, не имея никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают служащих, так точно и одержимые этою тяжкою болезнью беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту блудницу. О, тяжкие дела! Волк, лев и прочие звери, будучи ранены стрелою, убегают от охотника; а человек, разумнейшее существо, получив рану, стремится к той, которая ранила его, чтобы получить еще более тяжелую рану, и находит удовольствие в последней; это прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Кто ненавидит свою рану и не хочет избавиться от нее, тот как станет искать врача? Поэтому я и скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получая столь великую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение.

Подлинно, еще прежде геенны и тамошнего мучения вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение – питать такую похоть, постоянно воспламеняться и везде носить с собою огонь непотребной любви и угрызение совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе? Как будешь слушать беседу о целомудрии, весь покрытый такими язвами и ранами и имея душу, порабощенную страсти? И нужно ли говорить об остальном? И из того, что происходит теперь у нас, можно видеть душевную скорбь. Вот и теперь я вижу, как некоторые при этих словах ударяют себя в лице, и изъявляю вам великую благодарность за то, что вы – такие сострадательные люди. Я думаю, что многие, может быть, не согрешив сами ни в чем, делают это из сожаления о братских ранах. Потому я и скорблю и терзаюсь, что диавол заражает такое стадо», – продолжает Златоуст.

Проходят столетия, а христиане снова и снова увлекаются зрелищами, распаляющими страсти. И опять, на этот раз отцы нового времени – Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский – предупреждают нас.

«Познакомься с Богом заблаговременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на Страшный суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердным. Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: Горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне! (Лк. 6:25). Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры (добавим: кабельное телевидение. – мон. К.Р.) и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке.

Займись чтением Божественных книг с благоразумною умеренностью, сохраняющею надолго вкус и утончающею оный и умножающею сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма. Письмо 370).

«Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа. Коснется ли кого эта зараза – беги в церковь, и все отойдет, – или будь неуклонно верен указаниям Церкви, и мир не найдет случая приразиться к тебе» (Феофан Затворник, святитель. Слово о пути ко спасению. Слово второе).

«Кто к чему имеет сочувствие, тот туда и влечется. Кто имеет сочувствие к делам спасения, к ним и стремится. Имеет кто сочувствие к другому чему, к тому и бежит. Вот отчего и бывает, что, тогда как одни спешат в церковь, другие едут в театр, на бал или гулянье (или включают кабельное телевидение. – мон. К.Р.)… Но, сами знаете, чего ожидать от сих последних» (Феофан Затворник, святитель. Пять поучений о пути ко спасению).

«Когда человек был в союзе с Богом – находил вкус в вещах Божественных и освященных благодатию Божиею. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Благодать крещения отрешила от сего, но чувственность снова готова наполнить сердце. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети… Надобно помнить, что по вкусу сердца будет назначаться и будущая вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким образуют его здесь. Очевидно, что театры, балаганы (кабельное телевидение. – мон. К. Р.) и тому подобное негодны для христиан» (Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению).

«Театр (и кабельное телевидение. – мон. К.Р.) усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой… Театр (и кабельное телевидение. – мон. К.Р.) – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла (см.: 2 Кор. 11:14), чтобы прельщать удобнее недальновидных; иногда ввернет по-видимому и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Нет, святые отцы нашей Церкви не давали себя обмануть – последуем и мы их примеру. Давайте подражать отцам и называть вещи своими именами. Если вы уже смотрели «Игру престолов» или другие душепагубные вещи, постарайтесь начать молиться. Поначалу это будет нелегко, потому что ужасающие сцены инцеста, насилия и пыток будут продолжительное время снова вставать перед вашим мысленным взором, вступая в противоречие кроткому духу раскаяния и любви. Но не сдавайтесь! Наш Небесный Отец, Его Сын Иисус Христос и Пречистая Божия Матерь сотворят с вами чудо и очистят ваши души от беспокоящих образов.

И давайте пожалеем нашего возлюбленного святителя Иоанна Златоуста, который по-прежнему печалится о нас, христианах:

«Поэтому я не перестану делать и говорить все – хотя бы нужно было опечалить вас, хотя бы показаться ненавистным, хотя бы несносным, – чтобы мне можно было предстать пред тем страшным престолом, не имея пятна, или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5:27). Да будет же молитвами святых, чтобы уже развратившиеся скоро обратились, а оставшиеся неповрежденными еще более преуспели в чистоте и целомудрии, чтобы и вы достигали спасения, и мы радовались, и Бог прославлялся ныне и присно, и в бесконечные веки веков. Аминь».

Монахиня Корнилия (Рис)
Перевел с английского Дмитрий Лапа
Православие.ru
7 ноября 2018

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок