col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман, Ольга Надпорожская. «Небо ничем внешним не заменить…»

Беседа 2012 года

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9: 12).

…Об отце Романе не хочется говорить лишних слов, потому что вполне достаточно его собственных. В девяностые годы мы покупали в церковных лавках кассеты с портретами задумчивого монаха в чёрной скуфие. Его тихие песни под гитару открывали для нас таинственную красоту духовной жизни, Священного Писания, Церкви, самой России. В этих песнях не было избыточной сладости, а были печаль и любовь к Богу, которая оказалась сильнее любой другой. Затем пришло время поэтических сборников, и оказалось, что на бумаге строчки отца Романа «звучат» не хуже, чем в авторском исполнении, а это нечасто бывает у поющих поэтов. С годами стихи иеромонаха Романа стали менее эмоциональными, но более ясными, прозрачными, совершенными по мысли.

* * *

Растленье духа не врачуют годы.
Неисцелим презревший врачевство́.
И старость, семенящая за модой,
Уничижает наше естество.

Любое время — слово жизни-песни.
Осмыслив песнь, уже не отвращусь
Морщин ли, седины или болезни:
Безблагодатной старости страшусь!

Иеромонах Роман
9 января 2012
Скит Ветрово

— Отец Роман, Ваши слушатели и читатели знают, что Вы много лет живёте на Псковщине, в скиту Ветрово. Расскажите, пожалуйста, об этом ските поподробнее. Где он находится? Какая природа его окружает? Что за храм, что за дома в этом скиту?

— Уже и не припомню, когда здесь поселился. Раньше тут был хутор, стояло несколько домов. По приказу свыше заставили всех перебраться в центральное село. И только лесник не мог разобрать свой дом: строил он его на совесть, из отборного леса, на шипах. Пришлось ему продать этот дом отцу Досифею — великому подвижнику. Когда он утонул, дом этот выкупил у его дочери отец Никита, а лет через десять, уже у отца Никиты, купил я. Место очень уединенное, попасть в скит можно только на лодке, а зимой надо идти лесом и болотом. До ближайшей деревни три километра, а через пять километров, вниз по течению, есть еще несколько домов. Река, болота, лес, дом, Храм — и никого вокруг до горизонта. Полнейшее уединение! Разве это не Милость Божия?

— В Ваших стихах состояние лирического героя часто раскрывается через образы природы. Что для Вас природа? Зеркало, в котором отражается душа? Свидетельство Божиего присутствия в мiре?

— Зеркало всегда отражает то, к чему направлено. Красота Божьей природы — последняя нить, связывающая человека с Богом. Как-то в поезде пожилая попутчица обратилась ко мне: «Человек я абсолютно нецерковный, очень люблю быть в лесу, чувствую его, мне там хорошо». Я ответил, что лес — ее последняя соломинка, и, если она не заменит Творца тварным, то придет к Богу. Очень надеюсь, что так и произошло.

— Мы живём в городе, где почти нет деревьев, и даже небо видно с трудом. Чем можно утешиться городскому жителю, который так хочет, но почти никогда не может вырваться за город?

— Без деревьев прожить можно, вспомните святого Иоанна Крестителя. А вот небо ничем внешним не заменить. Но как бы оно ни было прекрасно, Царство Божие внутри нас. Мне трудно представить себя живущим даже в селе, не то, что в городе, но даже в городе смог бы выжить — в домике возле Храма.

— Издалека трудно судить о жизни деревни. В книгах мы читаем о том, что деревня вырождается, что поля стоят непаханные, дома — заколоченные, а немногочисленные жители спиваются. Так ли это на самом деле?

— К великой скорби, это так. Однажды поехал к знакомому иерею, он служит в сорока-пятидесяти километрах, если по прямой. Взял с собой фотоаппарат и поехал. Проехали большой поселок, стоят каменные двухэтажные здания, многие без окон, без дверей. Редко где за стеклом увидишь занавеску — жизнь еще теплится. Про коровники и говорить нечего — одни стены. Нафотографировался… потом отлеживался не один день. Всюду ли так? Нет, под городом Остров построена хорошая ферма. Все новенькое. В Пскове диктор телевидения, не без гордости за «процветающую Псковщину», объявил, что на той ферме будут разводить модифицированных коз — с человеческими генами… Уж лучше разруха, чем современное людоедство.

— И в то же время говорят о том, что в России происходит духовное возрождение, что люди потянулись в храмы. Наблюдаете ли Вы это возрождение? Идут ли люди в глубинке к исповеди и Причастию?

— В городских Храмах приток верующих более заметен, а в деревнях беда, не всякий и выживет на пенсию. Коров никто не держит, продукты все, кроме картошки, из магазина, а еще нужно отрывать от пенсии на дрова. Две машины дров — это несколько пенсий. Отпевание — самая распространенная треба. Трудно говорить о духовном возрождении в вымирающих деревнях.

— Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о том, что Вы читаете.

— Сейчас читаю А. П. Лебедева «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви». Очень отрезвляет деятельность некоторых императоров! Один самовластно канонизирует своего покойного сына-отрока, другой — своих покойных жен, строит и посвящает им храмы (причем одна была злого нрава и непотребного поведения), третий хотел поставить Патриархом своего сына — 12-летнего отрока, и поставил, как только ему исполнилось 16 лет. Никому в Византии скучно не было. И турки не просто так объявились.

— Что Вы считаете неприемлемым в современной «православной литературе»?

— Вот и Вы прибегли к кавычкам, говоря о современных изданиях. К сожалению, не только в обычных магазинах невозможно купить продукты без вредных примесей. Все нужно просеивать, просеивать и просеивать! Часто видишь, как желаемое выдают за действительность. И что только не пишут! Вот, процитирую на память высказывание одного архиепископа о своем духовнике: «… это был непревзойденный духовник!» Не о танцоре же речь! Вслушайтесь, сколько гордыни в этом слове — «непревзойденный»! Уж какие раньше были духовники и старцы — никто так о них не писал. Может, опасались, что придет некто и превзойдет? Потеря трезвости — бедствие современных писателей. А какие названия! «Записки бывалого монаха»!

— Отец Роман, скажите, пожалуйста, несколько слов о книге «Моления на озере» святителя Николая Сербского. Близка ли она Вам?

— Люблю Сербию, переживаю за ее народ, не хотел бы никого задеть неосторожным словом, но раз спросили — отвечу: именно к этой книге душа не легла.

— А какое произведение сербской литературы Вам близко, и чем?

— Никакому автору не выразить душу народа так, как это делает народная песня. Осенью были в гостях у молодого священника, отца Бояна. Когда его матушка Сашко стала петь сербские народные песни, песни-притчи, песни о Косово, сердце сжалось от боли за этот народ: плачет Сербия в этих песнях.

— Какой образ жизни должен вести человек, который считает себя писателем, поэтом? От чего воздерживаться, к чему стремиться?

— Христианину подобает христианский образ жизни, кем бы он ни был — писателем, поэтом. Всем даны Заповеди Христовы, никто не имеет привилегий на их нарушение. Воздерживаться нужно от всего, что питает и разжигает страсти. Каждый творческий человек должен свое творчество сделать сетью для утопающих, а не паутиной для собирания жертв охотнику за душами. Нужно помнить, что все возвращается на нас, и возвращается седмерицею. Растлевающий растлевает в первую очередь себя.

— Отец Роман, а как узнать — есть ли благословение Божие на твой труд?

— Господь благословляет собирать, а не расточать, восходить, а не нисходить. Если наш труд соответствует собиранию и восхождению — мы делаем Божье дело. Но ведь мы то собираем, то расточаем, то восходим, то кубарем скатываемся — человек очень слаб, ничтожен и жалок, когда надеется на себя. Сейчас век прелести. Жить нужно как можно проще, проверяя свои труды и поступки голосом совести.

— Как Вы думаете, может ли существовать творческий блуд? Например, когда художник создаёт несколько произведений на продажу и попутно пишет то, к чему по-настоящему лежит его душа?

— Блуд, блуждать — однокоренные слова. Когда художник пишет на продажу и не прилагает сердца, он превращается в ремесленника. Можно ли с соринкой в глазу любоваться красотой природы? А когда в глазах одни денежные знаки, как отобразить эту красоту?

— Отец Роман, можно ли научиться видеть красоту и осмысленность в самых обыденных, повседневных делах и предметах?

— Кажется, японская поговорка гласит: «Трудно отыскать черного кота в темном углу, особенно когда его там нет». Обыденные повседневные дела и предметы очень разнообразны. Не посоветовал бы ежедневные будни превращать в праздники, иначе праздники станут буднями. Будни — наше крестоношение, где праздники — кратковременная передышка. Никакая картина не заполняется одной краской, в противном случае, она превратится в псевдопроизведение. Человечество уже «осчастливлено шедевром» — черный квадрат.

— Можно ли сказать, что жизненный путь человека, в том числе монаха, — это своего рода творчество?

— Мы все пишем величайшую поэму своей жизни. Жизнь каждого человека — его самое правдивое произведение, даже если по жизни он прошел закоренелым обманщиком.

— Много лет назад в одной из песен Вы сказали: «Виделась в чёрном моя Родина». Россия по-прежнему видится Вам в траурных одеждах?

— Да, для радости очень мало поводов. Тучки все ближе и ближе, чернее и чернее. Безбожники, язычники, сектанты всех мастей, сатанисты, антинародная власть, ветхозаветный плен, враждебность соседей — длинный перечень. Да и сами себя уничтожаем всяким зельем и пойлом. По-человечески — выхода нет, тупик! Что можем сделать? Искать выход, главное — поднять глаза и воздеть руки: «Горе́ имеим сердца!» Что невозможно людям, возможно Богу.

— Мы не сомневаемся в том, что монашество горячо молится за Россию. Но могут ли помочь России наши мiрские молитвы? Мы и на словах сосредотачиваться не умеем, и ленимся, и вообще — совсем другим занимаемся…

— Как бы сказали сербы: «И ми такође!..» Но для того, чтобы горячо молиться, сначала надо стать монахами. Монашествующих сейчас много, а кто из них монахи — один Господь знает. Мы порою очень похожи на ряженых… Все мы больны, очень больны!

Русская народная линия
24 января 2012

Заметки на полях

  • До чего Пушкин людей доводит! Владимир даже не понял,что я писал в ответ на его фразу и о нём.

  • Иисус Христос духовный краеугольный камень.
    Пушкин — один из краеугольных камней русской культуры.
    Для вас православие как данность, орден на грудь за вашу кажущуюся «праведность». Для него же это было восхождение к Богу, трудное, мучительное, с падениями и взлётами. И он не боялся выразить глубину своих переживаний (а зачастую и навеянных) на бумаге. Единственное, чего он боялся, так это глубины и громадности своего дарования.
    Я не вижу сочувствия, соучастия к судьбе великого русского поэта в ваших откликах. И только поиски какого-то слова, стиха, высказывания его ради «доказательства» вашей «правоты». В своё время украинизаторы и белорсизаторы проделали то же самое по смыслу. Малая Русь корчится в муках, русские там лишь в малой мере осознают своё этногенетическое русское. То есть, под видом самостийности и особости от русского народа, отрицание его культуры, разрушения краеугольных камней русской культуры произошло насильственное и обманное отделение части русского народа и его украинизация. На тех же основаниях происходило превращение православных русских людей сначала в Украинскую Церковь МП, затем её начали раскалывать изнутри на части. И получилось, что уничтожив наше земное русское, добрались и до духовного отвращения.
    Вы разве не замечаете, до вас не доходит, что вы повторяете их путь? Это тем более опасно в условиях нарастающей европеизации населения РФ. Но впереди ещё больший натиск с юга и юго-востока. Вы же приуготовляете беспамятство русских для быстрейшей ассимиляции их европейцами, среднеазиатами, китайцами.

  • И вот ведь какая странность, в 19 веке ударниками, а то и передовиками революционизации стали «поповские дети». Это объясняется по разному. То им в жизнь в бедности наскучила (заметим, что священник, дьякон и пономарь были на содержании у общества крестьян, горожан и прочих), имели по 30 и более гектар земли (которую зачастую по лености не хотели обрабатывать). Отметим для себя, что крестьянские наделы были в пределах 4-6 десятин или чуть больше гектар (1 десятина = 1,09 га). То их совращала русская литература, а потому духовные учебные заведения становились рассадниками бунтарства. То для многих из них духовный труд был «мало оплачиваемым» и они тысячами уходили в свет, где и деньги, и свобода нравов, и привилегии.
    В этой связи возникает вопрос: почему эти дети, воспитанные благочестивыми матушками, отрекались Бога с такой поспешностью и радостью? Ладно бы тёмные крестьяне, попавшие в иную социальную среду рабочие, потомки от смешанных браков русских с людьми иного этнического происхождения. Но среди российских революционеров очень много «поповских детей». Это были самые активные, самые идейные, самые отъявленные борцы с самодержавием и православием. Случайность? Парадокс? Или закономерность?
    Высокообразованные, начитанные, прекрасно разбиравшиеся в богословии. И ставшие вожаками, идеологами, организаторами революционизации или разрушения русского православного сознания, русской культуры, российского общества и государства.

  • «Вы , Александр никогда не думали что Ваши и других ученых богословов утверждения о том кто спасется, кто не спасется…» Очередная брехня. Я слова об этом не говорил. Ваша (апологетов гностицизма) непрерывная ложь обличает паче любой критики.

  • «А Вы уверены что Вы правильно понимаете, уверены что дневниковые записи не подделка?» Я скорее начинаю думать, что комментарии апологетов гностицизма это подделка — настолько бестолковые.

  • Александр, СПБ, 13.10.2019 в 00:17
    «До чего Пушкин людей доводит!»
    Александр ,это не Пушкин доводит , это гордость людей доводит . Каждый избирает себе кумиров по своему устроению. Не Пушкина люди любят , а себя любимых и своё устоявшееся мировозрение. И даже ,когда им в ответ приводят стопроцентные факты , доводы ,человек будет кричать : нет , вы все лжецы. Священники у такого человека будут в прелести, и на каждый авторитет , у него найдётся кто — то ещё более авторитетный.

  • Отец Роман, сердечно благодарю Вас за статью, любое Ваше слово, как воздуха глоток, утоление духовной жажды. Все мы в пути…но как идти, очень трудно найти ответы на многие вопросы, и Ваши слова, как ориентиры, как маяк, высвечивают для нас истину, попадают в самое сердце, помогают встать и идти… В жизни я столько всякого натворила, столько испытала, что уже не так-то просто сбить с пути…но враг изощрен и тонок в своих искушениях. Слава Богу и спасибо Вам за то, что не бросаете нас и не лишаете нас духовной поддержки. В Ваших произведениях и интервью проявляется такая красота Божья, что хочется так же любить Бога и не сбиться с пути!

  • Владимир Иванович
    «Для вас православие как данность, орден на грудь за вашу кажущуюся «праведность». Для него же это было восхождение к Богу, трудное, мучительное, с падениями и взлётами. »

    Правильно, уважаемый Владимир Иванович. Эти фарисеи и законники мнящие себя праведными и святыми очнутся только на Страшном Суде Божием. Они исполняют «все» что положено в законе православном — ходят в Храм, ставят свечки и прочее, дают десятину с тмина, мяты, но оставили важнейшее в законе «Суд и милость». Впрочем суд неправедный (однако) они не оставили. А вот с милостью и снисхождением у них напряженная ситуация.

    «Я не вижу сочувствия, соучастия к судьбе великого русского поэта в ваших откликах. И только поиски какого-то слова, стиха, высказывания его ради «доказательства» вашей «правоты». »

    Какого сочувствия и соучастия Вы хотите видеть в их словах? их «православие» состоит в жестокости, немилосердии и соблюдении всех формальных обязанностей. Интересно вот поминают ли они православного поэта Пушкина А.С. в Церкви, на Литургии (ув.батюшки)? Думаю, нет. А ведь Церковь наша его не отлучала,как например Л.Тостого, и с милосердием к нему относилась и относится. А их злые нападки на Пушкина не изменят мнения нашей Святой Церкви и он навсегда останется пусть и немощным, может не таким и воцерковленным — но православным человеком.

    «Вы разве не замечаете, до вас не доходит, что вы повторяете их путь?»

    Слепые вожди слепых — не ведают, что творят, прости им Господи.
    «Блудницы и мытари вперед их в Царство Божие идут».

    «Идите научитесь тому, что милости хочу, а не жертвы». А они судят и судят, роются в грязном белье почившего поэта и передают во всеуслышание свои впечатления от этих обоняний.
    Ничем не лучше третьесортных желтых газет, смакующих всякую гадость про знаменистостей. Стыдно, как о.Роман все это терпит, думаю все-таки у него больше благоразумия.

  • «Не Пушкина люди любят , а себя любимых и своё устоявшееся мировозрение. И даже ,когда им в ответ приводят стопроцентные факты , доводы ,человек будет кричать : нет , вы все лжецы.Священники у такого человека будут в прелести, и на каждый авторитет , у него найдётся кто — то ещё более авторитетный.»

    ув.Марина, Вы сами себя этими словами обличаете. Священников которые по доброму относятся к Пушкину в 100000 раз больше чем 1+1\2 (один о.Георгий и второй — о.Роман наполовину). Если не верите что это так, обратитесь к Святейшему Патриарху Кириллу. Так что не идите против Матери Святой Церкви.

  • А теперь, уважаемый Владимир из России, позвольте вопрос?
    Как Вы, осуждающий народ, собрались каяться, если покаяние и осуждение, по Вашим словам, несовместимы?

    Батюшка Георгий, ну Вы таких простых вещей не понимаете, что ли? ))
    Простите.
    и я ведь часть народа — не обвиняю, не осуждаю, а призываю задуматься в том, какова была роль простого народа в революции. я ведь не осуждаю народ в геену, как Вы и другие критики Пушкина. Именно поэтому я не осуждаю. Вот Вы например не молитесь ведь за Пушкина? Если бы молились — то и не осуждали бы.
    Как говорят «осуждай недоброе дело, а самого согрешающего не осуждай».
    Помощи Божией Вам в добрых делах.

  • Владимир : Стыдно, как о.Роман все это терпит, думаю все-таки у него больше благоразумия.
    А вам Владимир , не стыдно ? Вы ещё недавно обвиняли отца Романа в смертных грехах , говорили , что он в прелести . А когда Татьяна предоставила вам слова свт.Игнатия (Брянчанинова):»Он (монах) с радостию приемлет и лобызает всякую приходящую скорбь, как возмездие за грехи его во времени, освобождающее от возмездия в вечности.» Вы «стыдливо» промолчали . Где прилюдные извинения ? Умели прилюдно грязь лить , имейте совесть и покаяться прилюдно.

  • Владимир : «Так что не идите против Матери Святой Церкви»
    .Владимир , что вы городите , это уже полный бред. Причем это к обсуждаемой теме ?

  • Видите ли Владимир, вопрос отношения к Пушкину, как равно и к другим поэтам и писателям, не является ни догматическим, ни каноническим, и для Матери Церкви не имеет ровным счетом никакого значения.

  • Владимир , по вашему , если патриарх Кирилл любит суп с клецками , а я борщ с пампушками , то я иду против Матери Святой Церкви ))?

  • Очень стыдно и глубоко оскорбительно читать такие гнусные выпады на отца Романа перед праздником Покрова и днём Ангела дорогого Батюшки. Заметьте, тёмные силы наиболее активны именно перед святыми Праздниками, именно оттуда и всякого рода раздоры. Поэтому я не собираюсь ни с кем дискутировать и отвечать кому бы то ни было на комментарии и замечания. Не трудитесь комментировать этот пост. У меня маленький ребёнок и Ваш ответ я, скорее всего, не прочитаю. Просто хочу высказать своё мнение как филолога, члена союза писателей, жены священника и человека, причастного у богословию. Так вот, анализировать и делать замечания уважаемому отцу Роману может только компетентный в филологии человек, например, Антонина Зернюкова, кандидат филологических наук, и наш уважаемый редактор Ольга Сергеевна Надпорожская. Для того, чтобы анализировать богословские аспекты, нужно разбираться в богословии и как минимум стоять на одном духовном уровне с автором — пост, молитва, умное делание. Иначе всё это пустой звук и плод нашего воспалённого воображения. Мои друзья-теологи говаривали, что даже Евангелие можно прочитать как : «Он пошёл и повесился…иди и поступай так же». Поэтому, как писал И. С. Крылов: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
    Стихотворения отца Романа — это художественные тексты, написанные абсолютно по всем законам художественных произведений. И это прекрасно. Их нельзя разложить на элементы, иначе это будет уже не поэзия, в которой важна поэтика, мелодика, недосказанность. Это говорю и как пишущий человек и поэт. Во время учёбы в университете я занималась Евангельским текстом в произведениях классиков. И попадались мне действительно прекрасные вещи, но они были только редкими эпизодами, прекрасными исключениями. Чувство красоты жизни в Боге, желание быть православной возгрела в моём сердце именно поэзия отца Романа. Знаю лично людей, которые после песен Батюшки уходили в монастыри, становились священнослужителями. И мне ближе всего именно ранняя лирика отца Романа, по её образцу я училась, как писать, и многие строки долгие годы живут во мне. В чём разница с произведениями классиков? Да, собственно, ни в чём, кроме темы стихов и того, чем после прочтения наполняется душа. На произведениях классиков можно и нужно учиться красоте слова, умению писать, на произведениях отца Романа — красоте жизни в Боге. Ну а о моральном облике классиков оставим судить Богу. Скажу только, что о. Роман старается жить так, как пишет, а это чрезвычайно дорого. И что творческая личность вне церковной ограды однозначно обречена на гибель. А стихи о.Романа — это всё-таки голос пастыря, помогающий нам не сбиться с пути. С днём тезоименитства, дорогой Батюшка! Многая и благая лета, пусть Ваш поэтический голос ещё долго звучит ради спасения нас грешных. С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы, православные! Пусть Пречистый Покров Царицы Небесной будет всегда распростерт над нами. Простите и меня грешную.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 13.10.2019 в 01:49
    Иисус Христос духовный краеугольный камень.
    Пушкин — один из краеугольных камней русской культуры.

    Владимир Иванович, как это один ИЗ из краеугольных камней? Краеугольный камень в принципе один.
    Остается только пожать плечами. Оказывается до Пушкина, за 8 веков существования Руси, не существовало русской культуры…
    Но вы ошибаетесь. И прав отец Георгий, говоря, что подлинная русская культура выросла из Церкви, потому что она творилась во Славу Бога. Возводя Храмы русский человек заставил петь камень и рассказывать христианину о Боге. Любое творение иконописной школы неразрывно было связано с душой художника-христианина и с душой верующего человека. Вспомнить только названия Богородичных икон, которыми русский народ их приукрасил: «Нечаянная радость», «Неувядаемый цвет», «Утоли моя печали», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость»… А пастырские поучения, такие как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, на века определявшие русское самосознание. А русские духовные стихи, в которые вкладывал русский народ всю силу своего сердечного чувства, неразрывно соединяя в своем сознании судьбу России со Христом и Его учением.
    Преподобный Иустин Попович пишет о рае русской души, который представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые: от святого Владимира и до патриарха Тихона исповедника.
    «Где находится рай русской души? Вот он — в св. Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в св. Филиппе Московском и Владимире Киевском, в св. Серафиме Саровском и св. Иоанне Кронштадском, в каждом подвижнике, в каждом мученике, в каждом исповеднике, в каждом праведнике русской земли».
    Православие стало краеугольным камнем здания России, а никакая не светская культура.
    Не существует иного краеугольного камня, кроме Господа нашего Иисуса Христа.

  • «А Вы уверены что Вы правильно понимаете, уверены что дневниковые записи не подделка?» Я скорее начинаю думать, что комментарии апологетов гностицизма это подделка — настолько бестолковые. Буздалов А., Пенза, 13.10.2019 в 05:22

    Разделяю Ваше впечатление, Александр Вячеславович. Может, это программа такая – «Владимир из России», или как нынче говорят – бот? На вопросы не отвечает, осмысленной беседы не ведёт и только кричит одно и то же, размахивая, как флагом, грязным бельём Пушкина.
    Если по началу обсуждения можно было что-то осмысленное от бота «Владимир из России» услышать, то, когда уровень обсуждения поднялся, программа пошла по кругу.
    Судите сами.
    Владимир, Россия, 12.10.2019 в 14:30: Как и вся ваша ложь, что будто бы кинувший перчатку в гроб Пушкина тем ознаменовал его Пушкина масонство, все ваши лживые и нелепые обвинения (если в гроб кого-то ваш например пьяница бросит бутылку — это будет значить что вы пьяница? ) .

    Это что? Аргумент? Этот аргумент доказывает только то, что тот, кто его привёл – не в себе. По-моему, человек такого придумать не сможет. Это работает программа.

  • «Пушкин писал матерщиннные стихи? Но что бы вы не говорили, матерный русский язык существует не один век. Им пользуются подавляющее большинство. Мы не говорим о том хорошо это или плохо». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия)
    А жаль, что не говорим. Не говорим, потому что это настолько уже вошло в нас, что мы считаем это нормой. Кстати, лет 20-30 назад было совсем по-другому. Мой отец 33 года был рабочим в заводе. Так вот о том, что он употребляет матерные слова, я узнала лишь недавно, будучи в зрелых летах. А все потому, что он никогда раньше в присутствии своих детей (даже взрослых) эти слова не употреблял. Это было внутреннее табу, сознание ответственности за нашу чистоту. Сейчас мы все эту ответственность растеряли, предоставили сами себе «преступную свободу падать» (отец Роман).
    Не знаю, как у Вас в городе, Владимир Иванович, а у нас уже мимо детской площадки невозможно пройти – уши вянут, дети матерятся, как извозчики. Приезжаешь из отпуска (из леса) и первое чувство, — что окунулась в помойку, в словесную помойку. Даже из дома порой не хочется выходить. Я не имею в виду, что в этом Пушкин виноват, но нередко приходится слышать, как мы оправдываем свой грех тем, что даже великий поэт писал матерные стихи. Значит, в этом нет ничего плохого, а просто наша русская особенность. Вроде как это делает наш язык цветистее. Сейчас вон даже в школьную программу включают пушкинские стихи с этими цветистыми словами, о чем Ольга Сергеевна нам поведала. И хоть эти слова там зашифрованы точками, но нынешние дети легко догадаются, что вместо точек подставить. Так что, как ни говорите, а Пушкин тоже должен был осознавать свою ответственность перед потомками за свои творения, раз уж он претендовал на роль столпа и краеугольного камня русской литературы.

  • «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19

    Вот ещё один бот. Разве человек может придумать такие формулы? Разработчики программы по имени «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» неплохо потрудились. Не сразу догадаешься, что общаешься с ботом, а не с человеком.

  • … не обвиняю, не осуждаю, а призываю задуматься в том, какова была роль простого народа в революции. (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:38)
    Вот и я призываю задуматься над ролью поэта Пушкина в революции и потому предлагаю вопрос: Виноват ли поэт Пушкин в цареубийстве или не виноват? И какова мера его вины, если таковая имеется, в сравнении с виной, допустим, двухсот крепостных крестьян, которыми он владел как помещик.

  • Миллионы людей погибли в безумиях гражданской войны, коллективизации, ГУЛАГа… Кто в этом виноват? По словам бота «Владимир из России» — они же сами и виноваты. И это называется: «… не обвиняю, не осуждаю, а призываю задуматься в том, какова была роль простого народа в революции». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:38)

  • «Пушкин — один из краеугольных камней русской культуры».
    Вот именно. Убери этот камень, и от изрекшего останется пустое место.

  • Пушкин — один из краеугольных камней советской культуры.
    Другими её краеугольными камнями являются Ленин и Сталин.

  • К сожалению Ваше ожесточение батюшка Георгий не проходит. Роль народы была и в революции 1917 года и в 1991-93 годах. Народ России подписал Конституции РФ, по которой Россия является частью мирового сообщества и законы мирового сообщества и нормы являются ее нормами (13 и 15 статьи Конституции).Конечно народ не понимал и не понимает до сих пор. Но когда кто-то подписывает бумагу, где написано «Прошу повесить меня (имярек) через неделю» или «отдаю свою квартиру такому-то (имярек)» и потом когда это происходит — то кто виноват (то есть квартиру отнимают или вешают). Обманули? Да, но народ же захотел власти в 1917, захотел демократии в 1991-93, чтобы было как в Америке — макдональсы, джинсы и т.п. Россию считал отсталой страной. Вот и произошла смена власти с национальной на западную через институты подготовки законов и что по 13 и 15 статье Россия обязана слушать иностранные институты МВФ и прочие. Конечно подготовка к этому шла от большевиков-коммунистов и благо было что коммунистическая идеология пала, но на место ее встала другая идеология западная. И вот в этом всем мы живем. Масоны не самые страшные, уже постмодернизм — разрушение всех смыслов и устоев. Пушкин как раз-таки мог быть противоядием против пошлости и анархии постмодернизма. Моцарт тоже состоял в масонстве , зато какая у него музыка, не сравнится с пошлостью эстрады. Недаром даже в православным фильмах используют в фоне классическую музыку. А Вы и другие критики хотите все это подрубить и что останется? Останется сатанинский рок, реп, пошлость Филипа Киркорова и современной эстрады.
    Кроме того что масонство — есть разрушительное явление поняли спустя век или два после его появления (надо принимать и такой временной момент, сообразовываться со временем).
    Ваши — критиков усилия напоминают мне нигилистов прошлых веков, только вы — православные нигилисты, ниспровергаете все и вся. Пушкин не для церковных людей, он для нецерковных. А другие великие русские писатели — Достоевский и Гоголь вообще были православными поболее многих из нас. Так что нападки на Пушкина (и в его лице на великую русскую литературу нечестны. А грехи каждого будет исследовать Господь. А нам сказано: «не судите».

  • Татьяне
    «Как пишет один из комментаторов на сайте РНЛ — учите матчасть.
    » Он (инок) с радостию приемлет и ЛОБЫЗАЕТ всякую приходящую скорбь, как возмездие за грехи его во времени, освобождающее от возмездия в вечности». (Святитель Игнатий Брянчанинов «О памятовании смерти»)»

    Во первых, речь идет о скорби, а не о печали
    «И лобзаю лобзаньем тебя, грусть-печаль несусветная,» (строфа о.Романа).
    Во-вторых, как раз перед этим святитель Игнатий пишет:
    «Он никого не осуждает, памятствуя, что на Суде Божием изречено будет о нем такое суждение, какое он здесь изрекал на ближних своих. Он прощает всем и все, чтоб и самому получить прощение и наследовать спасение. Он снисходит всем, милосердствует о всех, чтоб и ему оказаны были снисхождение и милосердие. »
    и святитель Игнатий сказал «лобызаю» просто в сухом смыле приемлю, не поэтизируя этого, а вот про католиков, которые всякие стигмы на себя наносят и упиваются своими чувствами он очень строго говорил (о Терезе и т.п.).

  • Марине.
    «Вы ещё недавно обвиняли отца Романа в смертных грехах , говорили , что он в прелести» .

    Зачем Вы говорите неправду. Очень некрасиво. я показал всего один стих о.Романа (пока) где нашел уныние и воспевание печали (греховной) в нем. Какие смертные грехи, какая прелесть? Вы — критики и Пушкина так же обвиняете (придумываете все что угодно и приписываете ему). Если может здесь на форуме принято делать из о.Романа непогрешимого, то я не отношусь к числу таких идолопоклонников. Надо Богу поклоняться, а не человеку. Человек всякий может ошибаться и о.Роман тоже. То стихотворение нехорошее, другие стихи о.Романа мне нравятся.

    А в том стихе «смотрю в бездну». Зачем в бездну смотреть, в черноту, в квадрат Малевича. Покаялся от сердца и жди милости Божией. Зачем это уныние воспевать. Простите.

  • Владимир. Россия.
    Вы и за святителя Игнатия уже отвечаете… Вы в прелести или бредите?
    Вам уже написала о творчестве отца Романа уважаемая Марина Наследникова, оценив ваши выпады как гнусные и глубоко оскорбительные. Поддерживаю ее полностью.

  • «Я не имею в виду, что в этом Пушкин виноват, но нередко приходится слышать, как мы оправдываем свой грех тем, что даже великий поэт писал матерные стихи. »

    Вот это неправильно уважаемая Людмила Николаевна.
    Мат — это плохо и его не надо оправдывать.
    и блуд — грех, и прелюбодеяние — грех и зло, и масонство греховно, но вот считать пропащим человека который боролся со страстями (именно таким был Пушкин) — это неправильно. Нельзя говорить — что Пушкин зло. Масонство того времени было еще непонятно окружающим, это как бы сейчас возник кружок вышивания крестиком и женщины с этого форума вступили бы все в него, а потом через лет 100 обнаружилось бы что этот кружок причастен к террактам например и говорили бы про вас — какие нехорошие состояли в террористической организации.

    о,Георгию — Пушкин возможно как-то и причастен к революции, но известно что при жизни он уважительно отзывался о Царе того времени, даже несмотря на то что его высмеивали за это — а это очень важный аргумент, он шел против мнения света и друзей и поддерживал монархию.

  • Владимир Россия , слова ваши? :1. Тот отрывок что вы привели о.Романа: ««Но он глядит не на красоты эти, // А в отраженье чёрное своё»; «Опуская ладонь, размываю своё отражение, // И отходят круги, и волнуется свет голубой.» — это простите просто ПРЕЛЕСТЬ.
    2.СКОРБЬ большую в жизни испытывал, но не ЛОБЫЗАЛ ее как о.Роман, а с отвращением воспринимал ее и то что было с ней связано. А здесь именно утонченное духовное или ДУШЕВНОЕ СЛАДОСТРАСТИЕ— наслаждение скорбью и еще выставление этого напоказ.
    3.Вот например такое двустишие общеизвестное : «Радость моя мой единственный друг». Если вдуматься — так это ЛОЖЬ.
    И это я ещё не привела ваши «духовные -греховные» отходы . Или вы страдаете амнезией , или вы действительно бот.
    Если вы не бот , то надо прощения попросить.

  • Владимир, Россия, 13.10.2019 в 17:49
    А в том стихе «смотрю в бездну». Зачем в бездну смотреть, в черноту, в квадрат Малевича.

    К чему вы ищите иносказательность там, где ее нет?.

    «И сижу и гляжу в чёрный омут порой неурочною,
    И звезда подо мной, над моей головой, высоко-глубоко».

    Черный омут — это настоящий водоем (река или озеро) в г. Каменец, где и написано это стихотворение. Черный — потому что это ночное время. Звезда «над головой» — обычная звезда в ночном в небе; «подо мной» — отражение этой же звезды в воде.

    «Опускаю ладонь, размываю своё отражение» — в прямом смысле слова. Вам никогда не доводилось размывать свое отражение в воде?

    «И отходят круги, и волнуется свет голубой » — круги на воде тоже обычное физическое явление распространения волновых колебаний по поверхности воды при соприкосновении с водой какого-либо предмета.

    А что касается скорби монаха, не наша духовная мера рассуждать об этом.
    » Монашество — это бескровное мученичество. Мука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радостные и приятные встречи, в пути есть ощущение собственной силы и удовлетворение от преодолеваемых препятствий. Собственно же мука — это предстояние пред лицем своей беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязания от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель.
    Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божьего и тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это все совершается духовно так же реально и болезненно и мучительно, как и телесно». (Из дневниковых записей иеромонаха Василия Рослякова).

  • «Владимир Россия , слова ваши? :1. Тот отрывок что вы привели о.Романа: ««Но он глядит не на красоты эти, // А в отраженье чёрное своё»; «Опуская ладонь, размываю своё отражение, // И отходят круги, и волнуется свет голубой.» — это простите просто ПРЕЛЕСТЬ.
    2.СКОРБЬ большую в жизни испытывал, но не ЛОБЫЗАЛ ее как о.Роман, а с отвращением воспринимал ее и то что было с ней связано. А здесь именно утонченное духовное или ДУШЕВНОЕ СЛАДОСТРАСТИЕ— наслаждение скорбью и еще выставление этого напоказ.
    3.Вот например такое двустишие общеизвестное : «Радость моя мой единственный друг». Если вдуматься — так это ЛОЖЬ.»
    А что Вас удивляет собственно ? Святитель Игнатий Брянчанинов говорил что мы все находимся в прелести и кто считает что он не в прелести — значит он в прелести. Данное стихотворение о.Романа греховно и прелестно, а не о.Роман. Это понятно? в отличии от критиков на этом сайте я стараюсь критиковать явление, событие, стих, а не автора.

    Вот тут было такое объяснение — «Радость моя мой единственный друг», что это оказывается радость — единственный друг о.Романа. Во-первых не похоже, конечно дай Бог о.Роману радости о Бозе, чего и всем здесь присутствующим желаю. И потом в таком случае надо было бы писать так: «Радость моя — мой единственный друг» (ТИРЕ — очень важно). Поскольку тире нет — то и такое толкование отпадает. Надеюсь сам о.Роман разрешит эту загадку — кто же этот единственный друг его? Или это поэтический прием, неправда, муза какая-то… Ну это так мелочь. А вот насчет воспевания печали — это более серьезная ошибка. И не думайте что обливание грязью великого русского поэта Пушкина — это дело более пристойное, чем вежливое указание на небольшие ошибки в стихах о.Романа.

  • вот про печаль слова святых отцев: «Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают боль души слова утешения (свт. Иоанн Златоуст, 45, 84).»

    сравните стих о.Романа

    Стихотворение о.Романа

    Наполняется скорбью душа, как вода темнотою полночною,
    Одинокой звезде так понятна моя неизбывная скорбь.
    И сижу и гляжу в чёрный омут порой неурочною,
    И звезда подо мной, над моей головой, высоко-глубоко.

    И лобзаю лобзаньем тебя, грусть-печаль несусветная,
    И хлебаю взахлёб то, что в юности сам замешал.
    И камыш не шумит, и деревья стоят неприметные,
    И до этой звезды лишь один только шаг.

    Опускаю ладонь, размываю своё отражение,
    И отходят круги, и волнуется свет голубой.
    И в святые часы одиночества, изнеможения
    Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой.

    http://vetrovo.ru/napolnyaetsa-skorbiu-dusha/

    «…Печаль, пока скопляется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится словами молитвы
    и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то оставляет в душе великую ясность,
    так как в душу молящегося входит, как некоторый луч, помощь Божия (свт. Иоанн Златоуст, 44,
    543).»

    Как отличить полезную печаль ради Бога от дьявольской, смертоносной?

    Но эта печаль, производящая неизменное покаяние к спасению, бывает послушна,
    приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, как происходящая от любви к Богу, по
    желанию совершенства неутомимо простирающаяся к всякой скорби тела и сокрушению духа,
    и некоторым образом веселая, ободряя надеждою своего совершенства, сохраняет всю
    приятность приветливости и великодушия, имеет в себе все плоды Св. Духа, которые
    перечисляет апостол: плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
    милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22).

    А бесовская печаль бывает очень сурова, нетерпелива, жестока, строптива, соединена с
    бесплодной грустью и мучительным отчаянием. Ослабляя подвергшегося ей, она отвлекает от
    усердия и спасительной скорби, как безрассудная, прерывает не только действенность
    молитв, но упраздняет и все сказанные духовные плоды, которые доставляет печаль ради
    Бога.

    преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

  • В литературе есть такой прием — олицетворение. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных. ( Пример из Пушкина: «Ветер, ветер, ты могуч!… Аль откажешь мне в ответе?». Вот вам, собственно, обращение к ветру, выделенное запятыми).
    В стихотворении отца Романа: «Радость моя, мой единственный друг» — это тоже олицетворение, выделенное запятыми, потому что это обращение, а не констатация факта.

  • Татьяна, очень интересно читать ваши комментарии и понятно ваше переживание…но к сожалению Владимира уже не переубедить, он всерьез взялся «вылечить» отца Романа от прелести)))
    Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Притча о сеятеле
    «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

  • Владимир Россия.

    Ваши поучения и суждения из личного духовного опыта или из книжного знания?
    Вопрос риторический.
    Но вот вам еще одно книжное знание.
    Святитель Иоанн Златоуст: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». «Вот почему, – говорит, (апостол) – хотя я и раскаивался, прежде нежели увидел весь плод и пользу от послания, но теперь не раскаиваюсь». Таким (плодом) была печаль по Бозе. Рассуждая теперь о печали, он показывает, что она не всегда бывает горькою, а только когда делается печалью по миру. А что значит: «печаль по миру»? Когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем, – все это печаль по миру. Потому она и причиняет смерть. Кто печалится о славе, тот завидует, и по необходимости часто доходит до гибели. Такою печалью печалились Каин и Исав. Итак, под печалью по миру он разумеет ту, которая вредит самим скорбящим. Только одна печаль о грехах полезна; и это ясно видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, потому что истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное на этот один случай; поэтому здесь только имеет она силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит.
    «Но и Каин, – скажут, – печалился потому, что Бог не благоволил к нему». Нет, не по этой причине, а потому, что видел брата своего сияющим (добродетелями). Иначе, если бы он сетовал по той причине, ему надлежало бы соревновать и сорадоваться брату; а он, напротив, в скорби своей обнаружил печаль по миру. Не так скорбели Давид, Петр, и каждый из праведников, почему и угодили Богу, скорбя о грехах или своих, или чужих. Правда, что тяжелее печали? Но когда она бывает печалью по Боге, то является гораздо лучше мирской радости: эта последняя обращается в ничто, а та «производит неизменное покаяние ко спасению». В ней и то достойно удивления, что никто из скорбящих ею никогда не раскаивался, тогда как раскаяние наиболее свойственно мирской печали.. В самом деле, что вожделеннее родного сына? И что горестнее смерти его? Однако же отцы, которые во время сильной горести не принимали никакого утешения и сами себя терзали, после раскаиваются в том, что без меры скорбели, поскольку сознают, что не только не получили оттого никакой пользы, но еще более себя расстроили. Не такова печаль по Боге! Напротив, она имеет двоякое преимущество: во-первых, то, что не заставляет сожалеть о том, о чем скорбишь, и, во-вторых, то, что самая печаль обращается во спасение. Обоих этих преимуществ лишена печаль мирская. В ней скорбят ко вреду, и после сильной скорби осуждают себя же, а это и служит сильнейшим доказательством того, что скорбящие ею только вредят себе. Совсем противоположны (следствия печали) по Боге; а потому сказал (апостол), что она«производит неизменное покаяние ко спасению». Никто не станет осуждать себя за то, что скорбел, плакал и сокрушался о грехе…

    P.S. Хорошо, что вы не жили во времена апостола Петра. А то и его бы обвинили в греховной печали (по Преданию апостол Петр до конца жизни плакал, слыша петушиное пение).

  • «Известно что при жизни он [Пушкин] уважительно отзывался о Царе того времени». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 18:45).
    Программа «Владимир» лжёт.

    Властитель слабый и лукавый,
    Плешивый щеголь, враг труда,
    Нечаянно пригретый славой,
    Над нами царствовал тогда.
    (А.С. Пушкин)

  • «Владимиру» приводят непотребные стихи Пушкина – он называет это — «поливать Пушкина грязью». А слова «единственный друг» называет ложью. Программа «Владимир» явно неадекватна.

  • Помянник для бота «Владимира». Эти женщины грешны в том, что ввели Пушкина в соблазн.
    Наталья I Мария
    Катерина I Анна
    Катерина II Софья
    NN Александра
    Кн. Авдотья Варвара
    Настасья Вера
    Катерина III Анна
    Аглая Анна
    Калипсо Анна
    Пульхерия Варвара
    Амалия Елизавета
    Элиза Надежда
    Евпраксея Аграфена
    Катерина IV Любовь
    Анна Ольга
    Наталья Евгения
    Александра
    Елена
    Елена
    Татьяна
    Авдотья
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B6%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0

  • Вспомните что сказано в Евангелии: «бойтесь осуждать малых сих ибо Ангелы их на Небесах зрят лице Отца Небесного». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 19:22).
    Не стыдно, «Владимир», искажать Евангелие?

    СМОТРИТЕ, НЕ ПРЕЗИРАЙТЕ НИ ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ; ИБО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО АНГЕЛЫ ИХ НА НЕБЕСАХ ВСЕГДА ВИДЯТ ЛИЦЕ ОТЦА МОЕГО НЕБЕСНОГО. (Матф.18:10).
    Прочтите правильно эти стихи и молитесь по предложенному помяннику за «малых сих».
    А КТО СОБЛАЗНИТ ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ, ВЕРУЮЩИХ В МЕНЯ, ТОМУ ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ ПОВЕСИЛИ ЕМУ МЕЛЬНИЧНЫЙ ЖЕРНОВ НА ШЕЮ И ПОТОПИЛИ ЕГО ВО ГЛУБИНЕ МОРСКОЙ.
    (Мф.18:6)

  • Уважаемая Татьяна из Москвы. Совершенно не ставлю целью переубеждать ни Владимира, ни кого иного. Пишу пояснения для читателей » Ветрово», коих этот человек взялся смутить.
    Знакома с творчеством отца Романа с детских лет ( с начала 90-х, мне было около десяти). Именно тогда впервые услышала в записи «Радость моя, наступает пора покаянная» и «За родником белый Храм» и на эти слова отозвалась душа.
    И по мере взросления меня тоже сопровождала поэзия отца Романа. В ней я находила ответы на многие для себя вопросы.
    И сейчас, многократно перечитывая, написанное отцом Романом, понимается сколько простоты, но вместе с тем духовной мудрости и силы в его словах.
    Это не словесная шелуха, подкрепленная для статусности цитатами святых отцов. Это слова человека духовно опытно прошедшего то, к чему он зовет.
    Из ранних стихотворений отца Романа видно как батюшка выстрадал свою Веру.
    Это не упивание скорбью, как думают некоторые, это не выставление своей боли напоказ. Это то сокровенное, которое лишь приоткрывается и помогает понять какова может быть глубина покаяния. Та боль, которая чувствуется в стихотворениях отца Романа вызывает желание хоть как-то облегчить ее, но в то же время понимается, что это не под силу человеку.
    Но упование на Господа не посрамляет.
    И как же радостно читать:

    «Святая ночь! Блаженство и покой!
    Стою один под куполом бездонным.
    И Млечный Путь надмiрною рекой
    Несет себя к туманам отдалённым.

    Ни ветерка, ни звука, ни души.
    Снега, снега повсюду под луною.
    Забытый скит. Свеча в окне дрожит.
    Следы зверей, ещё не зримых мною.

    Величие мертвó без тишины,
    Она таит пути Богопознанья.
    Созвездия застыли у сосны,
    Снежинки озаряя ликованьем.

    Из этих мест до вечности – рукой.
    Её дыханье за ближайшим стогом…
    Святая ночь! Блаженство и покой.
    Стою один. И сердце знает Бога.

    С Праздником Покрова Божией Матери и с Днем тезоименитства дорогого батюшку.
    С праздником и всех ветровчан.

  • «Данное стихотворение о.Романа греховно и прелестно, а не о.Роман. Это понятно? в отличии от критиков на этом сайте я стараюсь критиковать явление, событие, стих, а не автора». (Владимир, Россия).

    Непонятно. Это само стихотворение впало в прелесть? ☺

  • «…но вот считать пропащим человека который боролся со страстями (именно таким был Пушкин) — это неправильно». (Владимир, Россия)

    Многие здесь (я-тоже)порадуются за А.С. Пушкина, уважаемый Владимир, если Вы приведете конкретные доказательства этого со ссылкой на источники, а также покажете, как борьба со страстями отразилась в его (Пушкина) творчестве. Ну и, чтобы не быть голословным, процитируйте, пожалуйста то место, где Пушкин назван «пропащим человеком».(Владимир, Россия). Заранее благодарна.

  • «Масонство того времени было еще нйепонятно окружающим, это как бы сейчас возник кружок вышивания крестиком и женщины с этого форума вступили бы все в него». (Владимир, Россия).

    Пушкин, по-Вашему, был настолько глуп, что вступая в масонскую ложу, думал, что записался в кружок вышивания крестиком?

  • Во-первых, как видим, рясой хама не прикроешь. Уверовав в свою неприкосновенность через рукоположение, он забывает как на Руси до революции прихожане могли выгнать попа из прихода за непристойное для него поведение. Стоит бы помнить, чтобы не оказаться в роли изгнанника.
    Во-вторых, не стоит идеализировать советское время. Мат получил своё распространение именно в это атеизированное время. В нашем селе до целинников мат был порицаем.
    В-третьих, не понимать, что культура это понятие многогранное, с религиозным и даже атеистическим налётом, должны бы понимать люди образованные. Да, православие оказало на русскую, на русско-евразийскую культуру своё одухотворяющее влияние. Но сама культура формируется каждым из нас, в итоге всем народом.
    В-четвёртых, на европейскую культуру также большое влияние оказало христианство с его разновидностями католицизмом и протестантизмом. На китайскую — даосизм, конфуцианство и буддизм. На арабскую ислам. И так далее.
    В-пятых, для тех, кто поддерживает иерея Г. Селина. Вы в курсе, что он ставит в кавычки «великая русская культура»? То есть, ставит под сомнение и саму русскую культуру, и её значение для русского народа, для евразийских, для мира. Значит, вы согласны с этими его «заключениями»?! Окститесь, православные… Без неё (великой русской культуры) вы б сегодня двух слов связать не смогли. Или говорили бы на каком-нибудь европейско-тюркском суржике. Но нет же, чешите (именно так молодёжь определяет говорящих обо всём и ни о чём) аж от зубов, нет от клавиатуры отскакивает.))
    Остыньте, подумайте что вы и о чём.

    С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!

  • Татьяна, Брянск, 13.10.2019 в 22:49: «И сейчас, многократно перечитывая, написанное отцом Романом, понимается сколько простоты, но вместе с тем духовной мудрости и силы в его словах.»

    И я тоже об этом же. Но современный русский язык, его образность через полное погружение в мир простого русского языка закладывал Александр Сергеевич Пушкин. Его образность, многозвучие, звучание, самовыражение души русской. Не будь Пушкина и русской культуры 19 века, о. Роман в лучшем случае писал бы на греческом, а разговаривал бы на суржике или одном из русских диалектов.
    В обсуждениях А.С. часто попрекают за отношение к женщине. Считают сколько их было у него. Не понимая, что в Пушкине говорит поэт, а на закоренелый бабник с его похотью. Это с Пушкина в русской литературе поклонение образу женщины. Признание её огромного значения в нашей жизни. Красоты не как прелести греховной, но как красоты цветка нашей жизни. Которого до него не замечали. С него женщину стали воспринимать не как фабрику по производству потомства, кухонную работницу, поломойку, постельную принадлежность. Но как олицетворение красоты окружающего мира. Как объект обожания и преклонения перед её женским подвигом. Как мать, как дочь, как сестру, как жену.
    ЗА ВАС, ЗА НАС И ЗА ЛЮБОВЬ!
    МЫ ПОДНИМАЕМ ТОСТ ВЕНЧАЛЬНО.
    ЖИЗНЬ ОТДАВАЯ ВНОВЬ И ВНОВЬ
    ЕЙ НА АЛТАРЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ.

    ТЫ МАТЬ И ДОЧЬ, СЕСТРА И В ЖЁНЫ
    ТЕБЯ БЕРУ Я ПЕРЕД БОГОМ.
    ХРАНИТЬ ОЧАГ СОЕДИНЁННО
    И В ПРОДОЛЖЕНЬЕ ЖИЗНИ РОДА.

    ЗА ВАС, ЛЮБИМЫХ И РОДНЫХ,
    НАС ПОДНИМАЮЩИХ В АТАКУ
    И НА СВЕРШЕНЬЯ ДНЕЙ ПРОСТЫХ,
    И С ВАМИ РЯДОМ ПРОСТО ТАК ВОТ.
    Этих слов не могло быть, не будь Пушкина в нашей русской, русско-евразийской литературе. Как и много другого.

  • С Днем Покрова Пресвятой Богородицы всех читающих и пишущих на сайте, уважаемого редактора и с двойным праздником дорогого отца Романа. Сегодня День его Небесного Покровителя — Преподобного Романа Сладкопевца. Преподобный Роман Сладкопевец жил с 490 556г. Он посвятил свою жизнь создаанию церковных песнопений, гимнов, кондаков. Отец Роман также посвятил свою жизнь Богу, созданию православной поэзии, которая привела к Господу тысячи людей, помогла и помогает в трудные жизненные моменты обрести веру в жизнь и что самое важное, в жизнь с Богом. Это поэзия высокой пробы, именно о такой поэзии писал Свт. Иоанн Шаховской: «Доставлять чистый воздух Горнего Мира дано молитве. И молитва поручает поэзии быть ее помощницей». Помощи Божией Вам, дорогой Батюшка, и пусть Ваша Правдивая Лира звучит еще долго — долго, наставляя нас грешных. А Покров Пресвятой Богородицы будет над Вами всегда.

  • «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19)
    Чью же голову увенчает венец сочетания светской и религиозной духовности? «Еврейского» мошиаха, или антихриста.
    ПРОТИВЯЩИЙСЯ И ПРЕВОЗНОСЯЩИЙСЯ ВЫШЕ ВСЕГО, НАЗЫВАЕМОГО БОГОМ ИЛИ СВЯТЫНЕЮ, ТАК ЧТО В ХРАМЕ БОЖИЕМ СЯДЕТ ОН, КАК БОГ, ВЫДАВАЯ СЕБЯ ЗА БОГА (2 Фесс. 2:4).
    И незачем ждать его пришествия тому, кто посадил его на троне своей души — Владимиру Ивановичу, Абаза, Хакасия.

  • «… только вы — православные нигилисты, ниспровергаете все и вся. Пушкин не для церковных людей, он для нецерковных. (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 17:14)

    Здесь явный сбой в программе «Владимир».

    «Священников которые по доброму относятся к Пушкину в 100000 раз больше чем 1+1\2 (один о.Георгий и второй — о.Роман наполовину). Если не верите что это так, обратитесь к Святейшему Патриарху Кириллу. Так что не идите против Матери Святой Церкви». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:20)

    «Пушкин не для церковных людей, он для нецерковных». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 17:14)

    Повторный сбой на этом же месте. Разработчикам программы «Владимир» следует внести коррективы в неё: научить программу понимать, что «Пушкин не для церковных людей».

  • Интересно наблюдать реакцию программы «Владимир». Когда для неё цитируют нецензурные стихи Пушкина, программа называет это – «поливать Пушкина грязью», а когда цитируют такие же стихи Шнурова, программа понимает, что поливают грязью её. Программа различает мат Пушкина и мат Шнурова?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа